"Мертвым все равно": питерские похороны шокировали всю страну

Новое Колпинское кладбище в Петербурге шокировало всю Россию. Точнее, сотрудники кладбища, которые показали, хотя, естественно, и не хотели этого, как похоронить за госсчет и при этом облегчить себе задачу: нужно всего лишь подогнать к месту захоронения экскаватор.

Новое Колпинское кладбище в Петербурге шокировало всю Россию. Точнее, сотрудники кладбища, которые показали, хотя, естественно, и не хотели этого, как похоронить за госсчет и при этом облегчить себе задачу: нужно всего лишь подогнать к месту захоронения экскаватор. Плюсов масса: во-первых, копаешь могилу сразу на десяток человек, во-вторых, загружаешь в яму гробы ковшом — физические затраты минимальны. Остается только утрамбовать — опять же ковшом — и присыпать землей. Все — работа закончена. Можно отчитываться перед начальством. Возможно, эти работники понимали, что поступают цинично. Но, может быть, они еще и закон нарушили? Не зря же делом занялась прокуратура.

Как хоронят за госсчет в Петербурге? Вопрос – от автора ролика, на который он сам и ответил: вот так хоронят – на видео запечатлено, как гробы кучей складывают в ковш экскаватора. Крышка отвалилась при перевозке? Не беда, и так сойдет. Плохо сколоченные ящики швырнули в яму. Не помещаются? Так можно ногой пнуть, и посильнее. Тело упало на землю? Это тоже не страшно.

В комментариях к ролику некоторые так и пишут: "Мертвым-то уже все равно". Впрочем, живым, видимо, тоже, ведь из бюджета погребение оплачивают только в одном случае — когда в последний путь проводить человека оказывается некому.

"По роду своей деятельности к нам периодически обращаются люди с разного рода вопросами, просьбами, пожеланиями, — рассказывает юрист Александр Лашер. — И однажды к нам как раз поступила такая интересная информация о том, что на Колпинском городском кладбище, на новом, очень как-то странно хоронят людей. Мы специально выехали, посмотрели, — да, действительно, хоронят похабно, ни о каком уважительном отношении речи не идет, и идти не может. Речь идет о том, что хоронят "безродников", то есть людей, не имеющих родственников".

Итак, место действия уже установили – это новое Колпинское городское кладбище. Главных героев тоже легко идентифицировать, ведь раз государство выделяет деньги на погребение бездомных, оно же и ищет исполнителя. И, как оказалось, в Колпино есть только одна фирма, с которой чиновники заключили подобный контракт — ООО "Ритуал". Там сейчас не отвечают на телефонные звонки, от любых комментариев отказываются.

И чего похоронных дел мастера так испугались? Они же так любят рассказывать, что денег на подобные церемонии выделяют мало. Ни на что не хватает, работают себе в убыток. Но давайте посчитаем: в том же Петербурге на погребение одного усопшего бюро ритуальных услуг получает около четырех тысяч рублей, а сколотить деревянный ящик, довезти до кладбища, вырыть яму – очевидно, можно куда дешевле. К тому же есть и другие способы сэкономить: в скандальном ролике тела, завернутые в полиэтилен, просто кидают в яму. Очевидно, считая гроб предметом многоразового пользования. Так стоит ли удивляться, что в разных регионах страны за подобные контракты каждый год разворачивается битва, и не на жизнь, а на смерть.

Другие видеокадры. Из Соликамска. Там удачливый индивидуальный предприниматель Санникова, выигравшая тендер на погребение бездомных, не считает нужным потратиться даже на саван. При том, что там бюджет таких похорон — и вовсе больше пяти тысяч рублей. Кстати, когда видеоролик из Соликамска попал в Интернет, прокуратура тоже проводила проверку. И – внимание — никаких нарушений не нашла. Жалобы возмущенной общественности благополучно похоронили в архиве, а ИП Ирина Санникова и вовсе не поняла, что ее сотрудники, буквально прыгавшие на крышке гроба, сделали не так.

"Это наши сотрудники, — подтверждает директор похоронной службы Санникова. — Но там ничего шокирующего нет, это все нормально. Испокон веков закапывали тракторами. Ничего криминального нет. Мы работаем по договору с администрацией города Соликамска. Никаких там у нас изъянов в работе нет. Всегда на захоронении присутствуют представители городского хозяйства. Поэтому я не считаю, что мы что-то нарушили, какие-то законы".

Ульяновск. Компания "Медтрастком", выигравшая тендер на захоронение бездомных, даже на машину решила не тратиться. Просто взяли в аренду прицеп, сложили туда наспех сколоченные из необрезных досок гробы и отвезли на кладбище. Ну, а прицеп, само собой, вернули. И что теперь на нем возят – продукты или лекарства — неизвестно. Когда были опубликованы фотографии, компанию тоже проверяли. И тоже нарушений не нашли.

Между тем, петербургские прокуроры пока полны решимости. Обещают виновных наказать. В подтверждение этому – слова Романа Чиркова, прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга: "Установлены ориентировочные участки, где происходили события, связанные с нарушением. В настоящий момент проводится проверка по установлению лиц, которые допустили данные нарушения, по результатам которой будет решен вопрос об ответственности данных лиц".

Это, конечно, можно назвать чернухой. Или отмахнуться – мол, меня не касается. В конце концов, "опустившиеся люди, что с них взять, они и при жизни вряд ли избалованы были комфортом". Только вот так – в деревянных ящиках, без имени, но с номером, хоронят не одних бездомных — еще так называемых "неопознанных лиц", то есть тех, у кого на момент смерти не нашли документов, и кого не хватились родственники. Ну, например, просто не знали, где искать. Или вообще на время потеряли связь и поздно одумались. В таких случаях и помогают таблички "НМ" (неопознанный мужчина) или "НЖ" (неопознанная женщина). Если появится кто из членов семьи, они по записи в кладбищенском журнале могут найти близкого человека, провести экспертизу. Памятник поставить, наконец. Так уже было, и было не раз. Но если погребение проводят экскаватором, просто скидывая тела в общую яму, кого и где найдешь? И увы, даже прокуроры, затеявшие проверку, затрудняются сказать, какое наказание ждет эту похоронную команду. Это ведь не вандализм, не осквернение и даже не оскорбление памяти. Это право человека на достойный уход — только такой статьи нет в Уголовном кодексе.