Бой за качество продукции. Реплика Александра Привалова

Бой за качество продукции. Реплика Александра Привалова
На этой неделе без особого шума произошла довольно глубокая реформа государственного технического регулирования. С 15 февраля обязательной сертификации более не подлежат товары нескольких важнейших групп - в частности, большинство продуктов питания, парфюмерия, одежда, обувь и так далее.

На этой неделе без особого шума произошла довольно глубокая реформа государственного технического регулирования. С понедельника 15 февраля действуют новые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, соответствие которой требованиям по её безопасности и качеству осуществляется вольным декларированием.

Так вот, с нынешнего понедельника обязательной сертификации более не подлежат товары нескольких важнейших групп - в частности, большинство продуктов питания, парфюмерия, одежда и обувь и так далее.

Это один из не слишком частых случаев, когда государство и бизнес пришли к единому мнению о необходимости отмены устаревшего ограничения выхода товаров на рынок. У нововведения, разумеется, есть и противники, считающие, что отмена сертификации негативно скажется на потребителях. Думаю, зря они тревожатся.

У нечестного продавца и прежде не было проблемы с тем, чтобы недостающие сертификаты "достать" или попросту подделать. Иначе не создалось бы такого положения, когда уровень фальсификации различных групп пищевых продуктов, лежащих на прилавках, составляет (я привожу данные НИСИПП) от 30 до 60 с лишним процентов, а для БАДов - так и до 90%. Прибавьте к этому стандартный уровень коррупции в системе контроля за оборотом якобы сертифицированных товаров - и вы согласитесь, что с отменой обязательной сертификации потребитель теряет, вежливо говоря, немного.

Между тем, обходилась сертификация весьма дорого. Так, только в одной системе сертификации по ГОСТ бизнес тратит ежегодно от 50 до 85 миллиардов рублей, возмещая их, естественно, за счёт потребителя - а за чей же ещё? Всё на этом свете делается за счёт потребителя.

Теперь, как я понимаю, продвижение к светлому будущему ожидается сразу по двум направлениям. Во-первых, бизнес, освобождённый от огромных затрат на сертификацию, станет радостно снижать цены на соответствующую величину, и потребитель вздохнёт с облегчением. Во-вторых, внимательный контроль, предметом которого будет уже не вход на рынок, а оборот товаров, контроль добровольно оформленных бизнесом (под угрозой утраты репутации!) деклараций безопасности и качества продукции позволит лучше, чем было до сих пор, ограждать публику от некачественных и тем более небезопасных товаров - и потребитель станет здоровее и довольнее.

Первая из этих надежд представляется, увы, вполне беспочвенной - во всяком случае, на первое время. Начать с того, что у нас вообще не принято снижать цены на товары даже тогда, когда их себестоимость снижается: у нас для этого недостаточно жестка конкуренция. Ну, а потом некую, пока не вполне понятно какую, часть тех денег, которые до понедельника уходили на оплату сертификации, теперь бизнесу придётся отдавать за то, чтобы им грамотно оформили добровольные декларации о безопасности и качестве их продукции.

Со второй надеждой перспективы, на мой взгляд, получше. Контроль за качеством попадающих к потребителю товаров и вправду должен стать более внимательным - и новая система действительно открывает для этого определённые возможности. Но должны быть выполнены ещё некоторые условия. Прежде всего - санкции. Во всех западных странах контроль качества продукции подразумевает огромные, порой прямо разоряющие фирму-нарушителя штрафы, и потому такая система работает.

У нас, вводя нынешнее новшество, о пересмотре шкалы санкций как-то сумели забыть. Так что у нас до сих пор физическое лицо должно блюсти качество под угрозой штрафа от силы в пять тысяч рублей, юридическое лицо - от силы в пятьдесят тысяч - тоже рублей. Это даже не смешно. Штрафы такого рода должны начинаться где-нибудь с миллиона и увеличиваться до прямо разоряющего размера при повторном нарушении. Без этого обсуждаемое нами новшество будет не более чем неумной шуткой.

Далее придётся чуть активнее шевелиться нам самим. В тех же западных странах сообщества потребителей играют огромную, пожалуй, даже ключевую роль в контроле качества товаров на рынке; тут и коллективные иски, и бойкоты чем-то не устроивших покупательский актив производителей, и Бог знает, что ещё. У нас же, хотя за последние годы активность обществ защиты прав потребителей заметно возросла, но они ещё явно не дотягивают до нужного уровня. А ведь одно только ведомство Онищенко, как ни оценивать его боеспособность, с задачей сколько-нибудь повсеместного и надёжного контроля заведомо не справится.

Теперь надо только дождаться, чтобы правительство сделало то, что должно было сделать заранее (то есть позаботится о правильном масштабе санкций) - и в бой. За качество продаваемой нам продукции.