Главный кхмерский палач отсидит по 12 часов за каждую отнятую жизнь

В Камбодже осужден главный тюремщик "красных кхмеров" – Канг Кек Иеу, более известный под псевдонимом товарищ Дуч. Он проведет в тюрьме ближайшие 19 лет. Приговор уже вызвал негодование родственников жертв репрессий: они надеялись на пожизненное заключение.

В Камбодже осужден главный тюремщик "красных кхмеров" – Канг Кек Иеу, более известный под псевдонимом товарищ Дуч. Он проведет в тюрьме ближайшие 19 лет. Приговор уже вызвал негодование родственников жертв репрессий. Они надеялись, что виновнику гибели десятков тысяч людей вынесут более жесткий вердикт.

"Согласно решению большинства судей, господин Дуч приговаривается к 35 годам тюремного заключения", – таков вердикт, вынесенный Международного трибунала по делу о геноциде в Камбодже.

Этого момента вся Камбоджа – да что там Камбоджа, без малого весь мир – ждал с особым напряжением. Процесс шел очень сложно и длился больше десяти лет. На скамье подсудимых – Канг Кек Иеу, он же товарищ Дуч, он же – главный палач "красных кхмеров" и начальник печально известного концлагеря "Туоль Сленг", в застенках которого за несколько лет погибли, по меньшей мере, 14 тысяч человек, включая женщин и детей.

Приговор товарищ Дуч выслушал совершенно спокойно. В отличие от жертв репрессий: вердикт суда они сочли чрезвычайно мягким. На самом деле 35 лет быстро превратились в 19, по 12 часов за каждую отнятую жизнь: 11 лет пошли в зачет за годы, уже проведенные бывшем кхмером за решеткой в ожидании приговора: он был арестован в 1999. Еще 5 лет "скостили" за сотрудничество со следствием. Сейчас Канг Кек Иеу – 67. Через 19 лет ему будет 86. Это значит, что хладнокровный убийца десятков тысяч людей еще может выйти на свободу.

"Совершенно неприемлемо, что человек, ответственный за гибель стольких людей, приговорен всего к 19 годам. Это абсолютно несправедливо", – убежден юрист Теари Сенг.

"Я и моя семья не считаем этот приговор справедливым. Мы не хотим увидеть его на свободе даже через 20 лет. Мы требуем пожизненного заключения", – настаивает Роб Хэмилл, брат погибшего в тюрьме "Туоль Сленг".

Большинство этих людей – случайно выжившие в тюрьмах и родственники погибших- считают, что процесс окрашен в ярко политические тона, даже несмотря на то, что проходит под эгидой ООН. Многие кхмеры и сейчас находятся у власти и, возможно, заинтересованы в затягивании процесса и смягчении приговоров. Если это так, не исключено, что еще четыре фигуранта дела, которые находятся под следствием, никогда не будут призваны к ответу.