"Вести в субботу" хотят сказать "спасибо" всем тем, кто писал и звонил нам в редакцию после того, как недавно мы показали специальный репортаж о том, как азербайджанцы и армяне умеют работать на общую цель. Речь шла о том, как встречу Сталина, Черчилля и Рузвельта (как скажут сейчас, саммит "большой тройки" в Тегеране) подготовили и обеспечили: в военных советах – сразу и партиец-азербайджанец Азиз Алиев, и его коллега-армянин Григор Арутюнян, а по линии спецслужб – сразу и азербайджанец Мамед-Гусейн Асадов, и чета армян Вартанян.
После сюжета на нас обрушился целый вал звонков от тех, кто обратил внимание на наше побочное открытие – об очень интригующем тогда маршруте сталинского поезда: из Москвы через Рязань, Сталинград, Махачкалу до Баку, откуда в Тегеран Сталин уже летел. Когда же мы попытались определить маршрут передвижения меча, который Сталину в Тегеране вручил Черчилль, то поняли, что наше историческое расследование еще только начинается.
Известная хроника из Тегерана. Встреча Сталина и Черчилля. При звуках тогдашнего гимна советский вождь, хоть и без фуражки, приложил руку к невидимому козырьку. Черчиллю деваться было некуда, и он салютовал "Интернационалу", хоть всю жизнь и был ярый антикоммунистом. Впрочем, в тот день был обязан быть самой любезностью – вручал советскому лидеру церемониальный меч от короля за Сталинград. Сталин в ответ тот меч тогда поцеловал.
Этот меч и сегодня хранится в городе-герое на Волге, где в 1943 году была одержана блестящая победа советского оружия и через который Сталин ехал в Баку и из Баку.
"Поезд шел на мазуте, чтобы ограничить или сократить количество персонала, который обслуживал этот поезд, потому что кочегары уже не нужны были. Были машинист и помощник машиниста", – рассказала Светлана Аргасцева, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника "Сталинградская битва".
Вел поезд машинист Атаманов. Из его воспоминаний о краткой остановке в Сталинграде по пути дальше на юг: "Сталин был в военной форме, шел быстрым, но удивительно ровным шагом, заложив правую руку за борт шинели, не оглядываясь, как будто он изо дня в день проходил здесь и все хорошо знает. За ним шли Молотов, Ворошилов".
Кстати, именно с Ворошиловым Сталин был в этом городе еще в 1918-м, когда руководил обороной красных тогда еще Царицына. То есть сам ли машинист писал воспоминания или ему подсказали, но соблюдено было все.
"Машинист Атаманов за этот провоз Верховного главнокомандующего был удостоен звания Героя Социалистического Труда", – сказала Светлана Аргасцева.
Путешествие было, конечно же, необычным. "Железнодорожные пути охранялись. Практически на каждые 500 метров стоял сотрудник НКВД", – отметила Аргасцева.
"То ли легенда, то ли правда, что на каком-то перегоне в районе Волгограда двое беглых уголовников из близлежащего лагеря сумели вскочить в тендер этого поезда, и в этом тендере никем не замеченные проехали около ста километров. Потом их обнаружили. На поезде Сталина, самом охраняемом поезде в истории человечества!" – рассказал первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.
Возможно, стоянка в Сталинграде запечатлена на этом фото: известно, что и к поезду Сталина была прицеплена платформа с зенитчиками. Сам же вокзал и все его окрестности были после боев почти полностью разрушены.
Атаманов вспоминал: "Несколько минут товарищ Сталин смотрел на разрушенный город. Было заметно, что он взволнован".
Впрочем, в Сталинграде состав простоял всего 20 минут – была дозаправка только водой. А дальше...
Следующая остановка спецпоезда была по пути в Тегеран. Железнодорожная станция Котельниково. Здесь, по одной из версий, вождь находится два часа. Кстати, место это тоже символичное, ведь именно здесь в декабре 1942-го Красная Армия остановила танки Манштейна, рвавшиеся к Сталинграду на помощь окруженной 6-й немецкой армии.
По легенде Сталин поговорил там с железнодорожниками. И в музее Волгограда есть модель его поезда, вроде как изготовленная участниками того разговора в качестве подарка на 70-летие вождя. Но что здесь не совсем так? Что касается воспоминаний машиниста, то, во-первых, он путает числа. Во-вторых, Московская окружная железная дорога – вот где Атаманов работал в первой половине войны.
Искусно маневрируя, выводя вверенные ему поезда из-под бомбежек, – вот за что звание Героя Соцтруда Атаманов получил на самом деле. Конечно, более чем заслуженно. Именно здесь, на нынешней МЦК, говорим с историком кремлевской охраны, нынешней ФСО, Сергеем Девятовым. Что он знает про машиниста?
- Ваш человек?
- Нет.
Может, оттого путал даты? Но, может, оттого хроника освобожденного Сталинграда и не включат ни одного кадра с самим Сталиным, что машинист Атаманов состав-то сталинский вел, но вместо самого Сталина там был, допустим, двойник? Может, оттого модель того поезда и осталась на Волге?
- Мы посмотрели на всю совокупность воспоминаний, версий о маршруте Сталина, и одна из них гласит, что Сталин вылетел уже из Москвы, приземлился в Красноводске, на той стороне Каспия, потом переплыл на катере до иранского порта Энзели и оттуда только поехал в Тегеран. То есть вообще в Баку не побывал.
- Не хочу обижать авторов этих версий, но это все мифы и легенды, – подчеркнул Михаил Гусман.
В данном случае Михаил Гусман уверен на сто процентов: ссылается на своего отца, врача, отправленного в июне 1941-го на фронт, но в 1943-м неожиданно отозванного домой в Баку, после того как там получили депешу о прибытии литерного поезда, чьи пассажирам нужно было обеспечить тройную страховку по медицине. И на поезде из Сталинграда был Сталин.
"Отец рассказывал, что кортеж двинулся в город, поднялся в нагорный парк, и сейчас он существует, но никто не выходил из машин. Сталин только опустил окно. Город светился огнями. Они там постояли несколько минут и уехали на дачу к Теймуру Кулиеву, где Сталин провел ночь. И рано утром, в шесть часов, они выехали с дачи, и уже в семь утра самолет стартовал на Тегеран", – рассказал Гусман.
Там Сталин ведет очень непростые переговоры об открытии Второго фронта с американским президентом и британским премьером. И появляются новые загадки.
- По поводу маршрута Сталина из Москвы в Тегеран, кажется, уже практически сомнений нет. А вот что с возвращением?
- Это особая и загадочная история. Все, что до Тегерана, известно, события в Тегеране – про них и фильмы сняты, и книги написаны и масса всего интересно, а вот все, что было на возврате, и по сегодняшний день остается тайной, – отметил Михаил Гусман.
- Вот этот меч, который Черчилль вручает Сталину в Тегеране, чтобы передать Сталинграду, какой у него маршрут был?
- В Баку меч летел, но не на основном, а на резервном самолете, – рассказал Сергей Девятов.
- Они же готовились к аналогичной встрече на возврате. Но никаких приказов не поступило. Видимо, Сталин прилетел и сразу отправился от самолета к поезду, – рассуждает Михаил Гусман.
- Первая команда, которая прошла от Сталина, – это отправить в музей Рабочей-Крестьянской Красной Армии, – отметил Девятов.
Но это Сталину, наверное, что-то не объяснили.
"На клинке этого меча есть надпись, которую сочинил лично премьер-министр Уинстон Черчилль. Она гласит: "Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа", – подчеркнула Татьяна Приказчикова, заместитель заведующего информационно-издательским отделом музея-заповедника "Сталинградская битва".
А впереди-то у Сталина было возвращение как раз через Сталинград. Есть такая версия, что прямо с поезда Сталин садится в машину и его везут через площадь Павших борцов. Здесь – разрушенное здание Центрального универмага. Вход в подвал. Сегодня это музей-память, а вообще здесь 31 января 1943 года был пленен фельдмаршал Фридрих Паулюс. И Сталин хочет лично побывать в этом историческом месте.
"Когда Сталин, возвращаясь, сказал, что он хотел бы проехать до тракторного завода, по воспоминаниям Воронина, это был начальник Сталинградского управления НКВД, он был категорически против, потому что в городе существовала минная опасность. На что Сталин ответил: "Хорошо, впереди поедет ваша машина", – рассказала Светлана Аргасцева.
Но опять же ни одной фотографии. Зато... Это не ошибка монтажа. Да, нам надо заглянуть в Большой театр. Там внутри нас ждет интересное открытие. Зрительный зал и знаменитая сталинская ложа. Внутри – перегородка. Это, между прочим, танковая броня. И не случайно именно здесь мы процитируем воспоминания о пребывании Сталина в Сталинграде: "Сталин осмотрел разрушенный город, увидел на улицах горы немецких касок, вздохнул: "Эх, горе-завоеватели! В касках-то головы были". Ничего не напоминает?
Напоминает картину Верещагина "Апофеоз войны". Здесь именно гора. Брошенные немецкие каски действительно во множестве встречаются на кинохронике из освобожденного Сталинграда. Не ее ли видел автор этого эпичного рассказа чекист Рыбин, комендант той самой сталинской ложи в Большом театре?
- А со Сталиным в Сталинграде он был?
- На Тегеранской конференции его не было. Ни в составе представителей охраны, ни в передовой группе фамилия Рыбин не встречалась. То есть по документам это отсутствовало. Но Рыбин собирал уже после смерти Сталина воспоминания сотрудников охраны, с кем он был знаком, так что, скажем так, это не воспоминания в чистом виде, – сказал Сергей Девятов.
- Его? Это пересказ других воспоминаний?
- Это его пересказ чужих мемуаров, такая достаточно сложная конструкция. Но есть у него и отчетливые придумки, то есть то, что не соответствует действительности, есть и вполне внятные материалы, которые так или иначе касаются сталинского периода.
Из той же линейки, которую проштудировали волгоградские музейщики.
"Тем не менее это не спасло его от небольшого столкновения с грузовиком, который неожиданно выехал со двора одного из зданий. Все перепугались, но Сталин махнул рукой, и женщина-шофер, которая была в этом грузовике, никак не пострадала и никак не была наказана", – рассказала Светлана Аргасцева.
Обратимся к воспоминаниям Александра Воронина – под конец жизни – генерал-лейтенанта, который встречал в освобожденном Сталинграде Сталина по линии НКВД. К Сталину он относился явно с пиететом. Но о его остановке по пути обратно в Москву писал так: "Короткое время стоянки состава подошло к концу. Мы простились с Иосифом Виссарионовичем, пожелали ему счастливого возвращения в столицу. И правительственный состав, медленно набирая ход, ушел в Москву".
Как за короткое время могло произойти столько всего? Или чего-то мы все-таки не знаем? А что все-таки знаем точно?
"После Тегерана меч находился в Москве. В самую первую годовщину победы под Сталинградом, 2 февраля 1944 года, в Кремле маршал Семен Михайлович Буденный – первый почетный гражданин нашего города – в торжественной обстановке вручил этот меч делегации Сталинграда во главе с председателем горисполкома Дмитриевым Пиголевым, который специально туда для этого ездил", – рассказала Татьяна Приказчикова.
Но и про встречу Сталина с Черчиллем забывать не будем. Британский премьер предложили тогда Сталину оставить руины Сталинграда навечно. Но Сталин выполнил обещание возродить город. И это стало не меньшим чудом, чем победа на немцами.
"Исполин такой вот разрушенный, разбитый, обгоревший, но не сдавшийся, победивший", – подчеркнула Светлана Аргасцева.
И для полноты картины. Может, одновременно со Сталиным по СССР действительно передвигались и его двойники?
- Нет, двойников Сталина не было, и я могу сказать, что ни в каких документах по организации охранных мероприятий двойники Сталина не фигурируют. Ни в каком виде, – заверил Сергей Девятов.
- А вообще?
- И вообще. Это, я так понимаю, хорошая историческая легенда.
- А на переговорах с шахом переводчик был?
- Да. Потому что Сталин как тайный осетин мог понимать иранцев без перевода.
- Я не думаю, что он мог понимать, все-таки языки сильно отличаются.
Отличаются. Но если одни подарки Сталин даже и не получал, то подарок от иранского шаха...
"На даче Сталина в большой столовой от этого визита остался огромный персидский ковер. И он сохранился до сих", – рассказал Девятов.
Сколько же еще всего доразгадывать!