История метростроения на несколько лет старше истории самого метрополитена. И эта история не про стройку, она про дух того времени, когда фактически кирками и лопатами метростроевцы создавали город под землей. Город, в котором вместо дорог – высоковольтные рельсы, транспорт – одинаковый для всех. Город-миллионник, где каждый дом – дворец.
Димитриос – грек. Москву знает и любит, столичное метро считает главным... нет, не средством передвижения, главной достопримечательностью. Потому что больше ничего подобного нигде в мире нет.
"И особенно хочу хвалить старые станции. Я был и во Франкфурте-на-Майне, я был в Мадриде, был в Риме. Каждый раз в Афинах я чертыхаюсь. Как купить билет, как идти, куда идти, все эти основные вещи", – говорит журналист Димитриос Ляцос.
Московское метро выигрывает в сравнении, об этом говорят жители Нью-Йорка. Московское метро меняет слова на эмоции. Но строили метро, конечно, не ради этого. Сто лет назад паутина трамвайных рельсов окутала весь город. Вагонам разъехаться с извозчиками возможно было, только если спрятать рельсы под землю. В 1931 году была заложена первая шахта. А десятки профессий, в том числе – геологоразведчики, инженеры, строители, тогда объединились в одну – метростроевец. И престижнее ее не было.
Ветеран метростроя Владимир Галкин говорит, что все в его семье посвятили себя метрострою. Общий стаж на Мосметрострое династии Галкиных почти 250 лет. Отец Владимира Александровича начинал проходчиком на "Красносельской" – первой линии метро. Мама там же работала лебедчицей. А один из их сыновей стал первым, кто применил новые технологии при бурении глубокого наклона в капризных и опасных московских грунтах. Да ещё и при плотной застройке Москвы.
В мае 1935-го открывается первая линия. "Сокольники" – "Парк Культуры". Ни один импортный механизм для бурения не мог конкурировать с энтузиазмом строителей.
"Осенью 1934 года на строительстве первой очереди метро работало примерно 75 тысяч человек. Буквально на каждом квадратном метре находилось по метростроевцу, которые вкладывали душу в эти подземные дворцы, которые создавали своими руками", – рассказывает историк Московского метрополитена Александр Попов.
Ещё через два года была готова вторая очередь от "Смоленской" до "Киевской". Не прекращали строить метро даже в годы войны.
"За 90 лет мы пережили, то есть Московский метрострой пережил разные времена. И славу и проблемы, которые возникали. Есть один из великих начальников Метростроя, господин Полежаев, он за свою бытность сдал 43 станции", – говорит генеральный директор АО "Мосметрострой" Сергей Жуков.
Это было в 1960-е, когда ручной труд под землей был основным. Сегодня дорогу строителям прокладывают тоннелепроходческие щиты. Их принято называть женскими именами, например, "София" или "Татьяна". В честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Уверенно, порой опережая график, они деликатно обходят сложившуюся инфраструктуру города.
"Сооружение в месяц проходит примерно 350-400 метров погонных. Если мы это делаем ручным трудом при помощи комбайнов, мы делаем порядка 60-80 метров. Чуть ли ни в пять раз увеличивается с точки зрения скорости выполнения физических объёмов", – делится Жуков.
Более 400 километров подземных дорог, красивым разноцветным узором из 14 линий они разложились на всеми узнаваемой схеме, к которую гармонично вплетается МЦК, хорды и диаметры. 90 лет Метростроя – опыт бесценный. Для нового развития самого комфортного и красивого в мире метро.