Такого не показывал никто: репортаж из самой секретной тюрьмы Афганистана

Тюрьма Пули-Чархи – самая охраняемая, самая большая и самая секретная во всем Афганистане. По сути, это город за забором. В 50 километрах от Кабула.

Репортаж Сергея Зенина из Кабула. Несколько часов назад он вышел из крупнейшей тюрьмы Афганистана Пули-Чархи. Такого у нас еще никто не показывал.

Сейчас 6 утра, но подобные заведения работают круглосуточно. Тюрьма Пули-Чархи – самая охраняемая, самая большая и самая секретная во всем Афганистане.

Многокилометровая главная дорога с перекрестками и дорогами второстепенными проложена на территории тюрьмы. По сути, это город за забором. В 50 километрах от Кабула. На территории тюрьмы есть собственная мечеть.

Основные здания были построены в середине 70-х годов прошлого века. И с тех пор тюрьма только расширялась. При американцах она разрослась немыслимо и занимает площадь в несколько сотен гектаров.

Даже если не иметь в виду систему охраны, мощнейшее заборы, колючую проволоку, вышки с пулеметчиками, сбежать из этой тюрьмы практически невозможно. Эти здания, которые, кстати, были построены советскими специалистами, имеют стены полутораметровой толщины.

Директор Мавлави Шарафат – сам из бывших заключенных. Представитель наиболее влиятельного талибского клана Хакани. Сотрудник разведки "Талибан" (запрещена в РФ). Отвечал за организацию подпольного сопротивления в Кабуле, организовывал взрывы колонн и военных объектов. Был арестован американцами и в этих застенках провел пять лет. Должен был отсидеть в 10 раз больше, но власть сменилась.

"Когда я сидел, заключенных содержали в гораздо худших условиях. Сейчас мы стараемся заключенным создать нормальные условия. Все необходимое у них есть", – рассказал Мавлави Шарафат.

За одной из дверей находится так называемый клетка – место, где содержит наиболее опасных преступников. Под особой опекой – 600 заключенных. Они совершили самые тяжкие преступления.

Режим здесь – строжайший. Выход на прогулку – только на 15 минут в день, общаться заключенными категорически запрещено. Свиданий нет, а все попытки сообщить хоть что-то за забор обречены на провал.

Вот такой странный способ доставить весточку за территорию: преступники кладут в носок камень и туда же записку и пытаются забросить как можно дальше. Но они не понимают, что бросать нужно на несколько километров.

На свежий воздух выпускают партиями по 20-30 человек. Четверть часа – и следующие. Успевают посмотреть на небо и вдохнуть полной грудью аромат цветущих роз. Розарий, по словам тюремной администрации, был разбит, чтобы вид и аромат цветов благотворно влияли на психику заключенных.

Это поразительно, но в тюрьме абсолютно все за забором, и даже розарий остался с прошлых времен, но талибы продолжают ухаживать за цветами, некоторым из которых по 40 лет. Аромат цветов долетает и до камер, и дворика для прогулок. Увидев камеру, заключенные пытаются что-то сказать, но им запрещает говорить охрана. Некоторые просто здороваются. Даже по-русски.

В общей сложности в тюрьме содержатся шесть тысяч человек. Не так много по сравнению с прежними временами. Всему причиной не жалость, а глупость. Придя к власти, в радостной эйфории талибы совершили немного детский поступок: открыли ворота тюрем и выпустили всех без исключения. Часть пришлось почти сразу же отлавливать. Не только воров и убийц, но и членов запрещенной в России организации ИГИЛ.

"Борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ) продолжается. Основная масса тех, кого удается взять в плен, сейчас сидит в тюрьмах во всех афганских провинциях. После решения суда их направляют к нам. Они, конечно, заслуживают сурового наказания. Но если суд назначает им тюремный срок, мы их обязаны кормить", – говорит
Мавлави Шарафат.

В десятки раз больше преступников, чем сидят сейчас в тюрьме, находятся на свободе. Талибы исправляют свою ошибку. Автозаки в ворота заезжают регулярно. Работы много. Но у новых властей Афганистана время есть.