Столица Германии Берлин остается на Рождество без традиционного "Щелкунчика". Вместо зимней сказки Чайковского будет даваться балет "Дон Кихот" – о рыцаре, путешествующим под палящим солнцем Иберийского полуострова. Государственный балет Берлина снял из репертуара "Щелкунчик" по причинам якобы расизма, заложенного в классической хореографии русско-французского балетмейстера Мариуса Петипа, который впервые поставил балет в 1892 году в Мариинском театре Петербурга.
"Щелкунчик" – самый популярный балет в мире. Балетные труппы по всему свету зарабатывают на нем до половины своих сборов. Но в последнее время довольно дикий культурный сдвиг, что мы видим на Западе, затронул и "Щелкунчик".
Началось все с Америки, а потом перекинулось и в Европу. Теперь уже и немцам не нравится сцена во втором акте, когда появляются куклы, например, из Индии и Китая. Понятно, что танцоры в соответствующем гриме, но как так можно – красить лицо в черный цвет, да и в желтый тоже?! Ведь это black faces – возврат к началу прошлого века, когда белые артисты – уличные музыканты – кося под негров, мазали себе лицо, рисовали вывороченные губы и на потеху публике изображали туповатых приплясывающих персонажей. Первым, кстати, ставший популярным образ нашел певец Джим Кроу – сам чернокожий. А уже белые потом стали тиражировать творческую находку. Вот типичная песенка этого жанра Jump Jim Crow ("Прыгай, скачи, Джим Кроу").
Понятно, что ничего подобного уже давно нет, но крашеные в черный цвет лица до сих пор вызывают болезненные ассоциации, ведь пакет расистских законов что действовали в США еще тогда, когда у нас полетел Гагарин, назывались законами Джима Кроу. По ним белые и цветные жили в двух непересекающихся мирах с полной дискриминацией черных везде – в образовании, на работе, в транспорте и даже в туалетах. Черным запрещалось даже сниматься в кино, играя самих себя. На роли негров приглашались белые и их гримировали, как, например, в "Рождении нации" 1915 года от режиссера Дэвида Гриффита.
Сейчас все изменилось, расцвел и черный расизм, но крашеные в черный цвет лица – black faces – это почти криминально. Помните красотку Мегин Келли, звезду телеканала NBC, с контрактом в 25 миллионов долларов в год? Она даже как-то брала интервью у президента Путина. Три года назад она вылетела с работы, как пробка, лишь из-за того, что пошутила про измазанные на Хэллоуин лица, заявив, что ничего дурного в этом нет и пусть черные, если хотят, красят себе лицо белой краской. Равноправие так равноправие. И где сейчас эта Мегин? Нет Мегин Келли в публичном поле. Культурно отменили Мегин.
Теперь вот культурно отменили "Щелкунчика". Думают, как балет изменить под современные нравы. Куклы из Индии и Китая в характерном гриме – плохо. Плохо до невозможности. Первоначально у Мариуса Петипа были не куклы, а танцующие сладости, например, карамель, а еще чай из Китая, а из Индии – кофе. По цвету грима тоже плохо. Берлинская государственная опера не справляется. Еще в Берлине не нравится семенящая походка китайских персонажей – маленькие шажки. Почему-то немцам кажется, что китайцы должны обижаться. Хотя почему? Ведь в Китае короткий шаг со времен Конфуция считается проявлением вежливости. Благородный муж там обязательно передвигается малыми шажками, тем самым демонстрируя почтительность.
Вот как это описывается в классическом тексте "Луньюй" – "Беседы и суждения", состоящем из записей учеников Конфуция о своем учителе: "Когда Конфуций нес ритуальную нефритовую табличку, то выглядел так, будто пригибался, подавленный ее значимостью. То поднимал ее высоко, словно приветствовал, то опускал вниз, словно делал подношение. Лицо его постоянно менялось в трепете, он двигался мелкими шажками, наступая с пятки и не отрывая хотя бы одной ступни от пола. При поднесении подарков сохранял сдержанность. В частной же беседе был весел".
Так вот откуда и у Мариуса Петипа маленькие шажки. И у Чайковского такой же под них музыкальный ритм. А теперь на Западе говорят, что все в балете не так, мол Петипа не был в Индии и Китае, да и Чайковский тоже. И поэтому все не так. Даже и спорить не хочется. Создайте хоть что-то подобное.
И зачем портить гениальный русский балет? Да еще под Новый год. А уж если придираться, так и "Дон Кихот", что в Берлине теперь взамен "Щелкунчика", тоже не самое политкорректное произведение. Рыцарь ведь. Ветряки разрушает. Мельница, с которой воюет рыцарь, – это же прообраз современного ветряка. В Берлине это не приходило в голову?