Следственный комитет возбудил уголовное дело после экстренной посадки пассажирского самолета в Иркутске. Проблемы у рейса Магадан – Новосибирск начались сразу после взлета. Пилоты на несколько минут практически полностью потеряли управление. Жизнь двухсот пассажиров и семи членов экипажа была под угрозой, возможно из-за некачественной антиобледенительной жидкости. Это сейчас одна из основных версий. В аэропорту вылета проверяют работу наземных служб. Экипаж временно отстранен.
Аварийный борт сейчас на стоянке в Иркутске. Его осматривают следователи, изучают документацию. То, что этот рейс закончился благополучно, пассажиры до сих пор считают чудом.
Airbus A321neo, рейс 5220, терпит бедствие над магаданскими сопками. Так это выглядит из пассажирского салона. На борту 202 пассажира и 7 членов экипажа. Самолет стремительно теряет высоту, проваливаясь все ниже и ниже. Проблемы возникли почти сразу после взлета. Командир экипажа доложил диспетчеру об обледенении и о том, что решил вернуться в аэропорт вылета.
Приемник воздушного давления забился льдом сразу же, из-за этого отключился автопилот. Стремительно покрывались ледяной коркой крыло и воздухозаборники двигателей.
Самолет стал неуправляемым. По данным бортовых самописцев, как утверждает издательство "Коммерсантъ", он раскачивался из стороны в сторону, крены достигали 47 градусов. Лайнер задирал нос до 44 градусов, а затем вдруг резко опускал его, переходя в пикирование. За 4 минуты самолет провалился больше чем на 2,5 километра. В какой-то момент его вообще развернуло на 180 градусов. И вот в таком режиме неконтролируемого полета летчикам все-таки удалось вернуться в Магадан.
Но там уже изменилась погода, поднялась метель. Да и вес у самолета слишком большой, полные баки керосина — садиться нельзя. Командир отменяет сигнал тревоги и берет курс на запасной аэродром — на Якутск. Выше 3 тысяч метров лайнер уже не поднимался. Над Якутией командир решает лететь дальше, рассчитывает дотянуть до Иркутска.
Бортовая противообледенительная система вроде бы начала сама справляться — горячим воздухом отогрела кромку крыла. И, наконец, спустя 4,5 часа адреналинового полета, аэробус благополучно приземлился.
Сразу же возникли предположения, что лед на крыле и на воздухозаборниках двигателей стал нарастать из-за плохой обработки перед вылетом. Возможно, в Магадане борт полили не тем составом. В антифриз вместо пропиленгликоля, например, могли добавить спирт — ради удешевления. Нормативная обработка стоит около 6 тысяч долларов. Спирт же просто испарился, оставив крыло беззащитным перед мокрым снегом.
"В Магадане были интенсивнейшие ливневые осадки из снега, состоящие из мокрого снега, что влекло за собой обледенение. Право обработки самолета принадлежит командиру корабля", — отметил президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
При этом командир воздушного судна утверждает, что не мог визуально проконтролировать выполнение работы — крыло самолета из кабины не видно. Это подтверждают и авиаэксперты. Чем поливали аэробус, будут разбираться следователи. Они проводят проверку по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Свое расследование начала и Росавиация. Понятно, что выводы будут сделаны самые серьезные, ведь все могло завершиться трагически.
"Инцидент крайне тяжелый и опасный. Он является предпосылкой к катастрофе. Надо его расследовать самым тщательным образом. До катастрофы были секунды", — отметил Олег Смирнов.
Авиакомпания S7 временно отстранила от работы экипаж, который и совершил вынужденную посадку в Иркутске. Также на время расследования авиакомпания ужесточит контроль за наземным обслуживанием самолетов в аэропорту Магадана.