Несвоевременный энергопереход в разгар зимы затеяли не только отказавшиеся от белорусской энергии прибалты, но и еврогранды. Мировые издания на это реагируют примерно одинаково: "Похолодание в отношениях с Россией – не то же самое, что замерзание без российского газа". По мнению французского канала BFM, растущие энергоплатежки разорят французов, как в морозном 2020 году, а собственного ветра и атома не хватит, чтобы согреться. Энергетическую самостоятельность Европы подтачивают и уже исчерпанные источники природного газа в Британии, Норвегии и Нидерландах. Именно поэтому американская The Washington Post рекомендует Берлину не тянуть с сертификацией "Северного потока-2".
Газокомпрессорная станция немецкого оператора Gascade в городке Мальнов на восточной границе Германии – это место, где заканчивается идущий через Польшу газопровод "Ямал-Европа". Здесь же находится тот самый вентиль, который изменяет направление поставок газа: обычно они идут на Запад, но могут идти и на восток – обратно в газотранспортную систему Польши. Как раз в таком реверсном режиме Мальнов работает в течение последних суток.
Это и стало непосредственной причиной рекордного скачка цен на европейских площадках: мегаватт-час торгуется в районе 183 евро, что в пересчете на тысячу кубометров дает цену около 2200 долларов – новый максимум. Дело тут в том, что обычно Польша оставляла у себя часть газа, идущего по магистрали в Европу, предварительно выкупив нужные ей объемы на спотовом рынке, однако все прошедшую неделю "Газпром" постепенно снижал загрузку газопровода "Ямал-Европа", а с начала этой недели ее вообще обнулил.
Вот и пришлось поднимать физические объемы топлива из немецких подземных хранилищ, которые, еще даже не на пике холодов, заполнены не как обычно – на 80, а только на 59 процентов. Все условия для идеального ценового шторма.
"По нашим оценкам, в принципе, до конца февраля при экономном расходовании газа, – подсчитывает основатель и директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, – его может хватить. Но это не решение проблемы. Потому что, хорошо, допустим, вы протянете до марта, а дальше что? Дальше у вас будут абсолютно пустые хранилища и те же самые цены, а может даже более высокие. И что вы будете делать?"
При этом, немцы не могут сказать – это наш газ. Газ общий на общем европейском рынке, где спрос определяет и предложение. При этом часть политиков и отраслевых экспертов все-таки умудряется обвинить Россию в злом умысле.
"Россияне ограничили поставки газа получателям в Западной Европе. Это форма давления, которую россияне используют в отношении прежде всего Германии, а также Европейской комиссии, добиваясь согласия на запуск газопровода "Северный поток-2" с выводом его из-под действия европейских норм", – заявляет представитель польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский.
К странам, в которые "Газпром" уже экспортировал больше газа, чем за весь 2020 год, добавились по итогам первой половины декабря Польша, Дания и Финляндия.
"Северный поток-2" проходит сертификацию, и только от Германского сетевого агентства (DNA) и Еврокомиссии зависят сроки начала эксплуатации. Газета Washington Post пишет, что европейские союзники (в первую очередь Польша) давят на канцлера Олафа Шольца, чтобы тот законсервировал новый трубопровод: рискнул бы энергетическим будущим Германии, но отомстил бы за всех Москве. Это трудный выбор, пишет газета: Германия рискует сесть на голодный паек – эксперты признают, что ставка на возобновляемые источники себя пока не оправдывает, а новое правительство может поссориться с собственным бизнесом.
"Если Шольц решится законсервировать "Северный поток-2", это оттолкнет от правительства немецкую промышленность, которая уже рассчитывает на этот источник энергии, сообщил эксперт по энергетике Центра стратегических и международных исследований Никос Цафос (Nikos Tsafos). "Так можно потерять и всякие претензии на верховенство закона: если процедура и все постановления правительства Германии полностью соблюдаются, а трубопровод все равно не запущен", – пишет Washington Post.
Отказ от "Северного потока-2" приведет в восторг Украину, Польшу и Прибалтику, но, мягко говоря, не встретит понимания в Австрии, которая активно заинтересована в проекте, и в Италии, о чем недвусмысленно заявил премьер-министр Марио Драги.
"Давайте мы, европейцы, зададим себе вопрос, если мы хотим ввести санкции, которые касаются газа: действительно ли мы на это способны, достаточно сильны, правильный ли сейчас момент? Очевидно, ответы будут отрицательными", – констатировал Марио Драги.
Впрочем, "Северный поток-2" к текущей ситуации на рынке не имеет никакого отношения. Его критики упускают из вида главное: в реалиях текущего отопительного сезона "Газпром" не испытывает недостатка транзитных мощностей и играет по предложенным европейцами рыночным правилам. Есть покупатель – есть газ, но в фиксированном объеме, потому что добывать на "авось кто купит" – работать себе в убыток. Так что все, кто говорят – "Газпром мог бы поставлять больше топлива" – видимо, не в курсе, что на него нет заявок – слишком высока рыночная цена.
Даже в Германии региональные поставщики электроэнергии один за другим уведомляют потребителей о прекращении обслуживания из-за стоимости топлива. При этом все, даже поляки, признают, что по оставшимся долгосрочным контрактам "Газпром" выполняет все обязательства – заполнены "Северный поток-1", "Южный поток", да и ГТС Украины тоже. Эта бизнес-модель демонстрирует явные преимущества перед рыночной, но как быстро, да и вообще повлияет ли это на политику Еврокомиссии?
"Вопрос: будущее Европы – спот или контракты, – поясняет эксперт Александр Рар. – Эта борьба будет проходить на спине покупателей, общества, потребителей и простых людей, которые не знают, как будут оплачивать счета, а если зима будет до апреля, до мая – уже сейчас многие разоряются из-за этих цен в Европе".
Впрочем, цены на газ в краткосрочной перспективе должны слегка снизиться. Поступает информация о том, что американские и катарские производители СПГ на полпути разворачивают газовозы, которые шли в Азию, в направлении Европы. Теперь тут все сливки.
Стоимость газа из-за выросшего предложения возможно даже вернется в диапазон 1000-1200 долларов за тысячу кубометров, но что будет, когда основные потоки сжиженного газа снова пойдут в Азию? Будет очередной всплеск цен. Европа поставила себя в крайне уязвимое положение перед рыночной конъюнктурой. И благодарить за это она может в том числе и Польшу, которая в прошлом году торжественно отказалась от продления долгосрочного контракта с "Газпромом".