Оцифрован древнейший декорированный манускрипт Евангелия

Фото: digitalcollections.tcd.ie
Фото: digitalcollections.tcd.ie
Фото: digitalcollections.tcd.ie
Фото: digitalcollections.tcd.ie
Фото: digitalcollections.tcd.ie
Фото: digitalcollections.tcd.ie
Книга из Дарроу – самый ранний полностью декорированный текст Евангелия. Ее пергаментные листы заполнены различными изображениями, включая шесть листов ковровой живописи, а также миниатюру с символами Евангелистов.

В Ирландии оцифрована одна из самых ранних англо-ирландских рукописей, известная как Книга из Дaрроу (второе ее название Евангелие из Дарроу), находящаяся в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине.

Этот иллюминированный манускрипт, то есть рукопись, украшенная красочными миниатюрами и орнаментами, датируется 650-699 годами и считается одной из старейших из дошедших до настоящего времени полных иллюстрированных книг, созданных в Британии и Ирландии.

Если точнее, вторая после Псалтыри Катаха – рукописи, хранящейся в Королевской Ирландской академии Дублина. Однако надежда увидеть оцифрованной Псалтырь Катаха ничтожна, поскольку она сохранилась в крайне плачевном состоянии и лишь частично – примерно половина манускрипта.

Ученые считают, что Катах написан лично ирландским святым по имени Кримтан, жившим в 521-597 годах. Современники прозвали его Колумба или Колум Килле, что переводится как голубь Церкви. Прозвище заслуженное – Кримтан был замечательным проповедником. Как Колумба он и канонизирован.

В XI веке Псалтырь была помещена в ларец, изготовленный мастером Ситриком из Келлса, и ирландцы не раз брали его в бой, считая, что святыня принесет победу. Так у книги появилось название: cathach с ирландского переводится как воин.

Вероятно следует пояснить, что в Ирландии сформировалось особое восприятие книги: ранние свитки и манускрипты почитались как реликвии. Им даже приписывались чудотворные свойства, поэтому хранили их в специальных реликвариях. Отношение к книге как к священному предмету выражалось не только в почитании, ее страницы стали покрывать сложнейшим орнаментальным узором с имитацией техники выемчатых эмалей. А значит форму делили на отдельные сектора, которые заполнялись яркими локальными цветами. Так возник ковровый стиль изображения, который надолго сохранится в рукописях Северной Европы.

Ларец возили на войны около одиннадцати веков, пока в 1813 году герольду и антиквару, занимавшему должность Олстерского короля оружия, сэру Уильяму Бетхэму не пришла мысль вскрыть его. За тысячелетие с гаком листы Катаха слежались и склеились, поэтому трогать их ученые того времени не решились. И только в 1920 году специалистам удалось их отделить друг от друга, а полная реставрация рукописи и вовсе была проведена в конце ХХ века.

Стоит отметить, что в оформлении Катаха использованы детали зооморфных инициалов: ножки букв оканчиваются изображениями птичьих, звериных и рыбьих голов. А также использована техника диминуэндо: следующие за инициалом буквы становятся все мельче, пока не уменьшаются до размера букв основного текста, сохраняя плавный переход от инициала к строке. Впоследствии отличительными чертами ирландской рукописи будет считаться соединение абстрактной геометрии кельтов и персонажей англосаксонского "звериного стиля"

.

Второй манускрипт – Евангелие из Дарроу – монастыря, расположенного в Нортумбрии. Из названия понятно, что речь идет о религиозной литературе. И действительно, Книга из Дарроу содержит в себе книги, написанные всеми четырьмя евангелистами, а также предисловие к ним со вспомогательными таблицами.

Книга из Дарроу – самый ранний полностью декорированный текст Евангелия. Все 248 пергаментных листов ее заполнены большим количеством всевозможных изображений, включая шесть листов ковровой живописи, а также полностраничную миниатюру с символами Евангелистов и шесть страниц с декорированным текстом. Написана она островным шрифтом (тип почерка, распространенный в Средние века в Ирландии и Британии).

Как и Катаху, Евангелие когда-то помещалось в специальный ларец для хранения, однако в XVII веке он был утерян. Возможно по этой причине Книга сохранилась лучше – ценили ее истинную суть, а не как оберега.

Необходимо отметить в иллюстрациях духовной христианской литературы присутствие кельтского языческого орнамента, очевидно имевшего для его создателей помимо декоративной еще и охранительную функцию. Считалось, что переплетение ветвей в священных рощах или бурление вспененных волн (элементы иллюминации) способно отводить дурной глаз и нейтрализовать колдовские чары. А ковровые листы охраняют священный текст от сил хаоса.

Интересны и портреты евангелистов – первые в манускриптах островной традиции. И символы каждого из них. После каждого листа с изображением евангелиста следует ковровая иллюминация. А символы всех четырех евангелистов собраны вместе и соединены крестом, символизируя гармонию Четвероевангелия и христианского вероучения. Одновременно фигуры евангелистов украшены узорами, которыми прежде кельты декорировали языческих жрецов. Что дает основания интересной версии соединения разных религий в сознании людей того времени: проповедники христианства почитались жрецами нового культа.

Еще одна старинная рукопись, дошедшая до нашего времени, называется Евангелие из Эхтернаха или Евангелие святого Виллиброда, по имени основателя монастыря Эхтернах. Манускрипт был создан в 690-715 годах. году. Виллиброд привез его местным художникам как пример для подражания или источник вдохновения. Манускрипт находится во Французской Национальной библиотеке в Париже. Самой примечательной (и наиболее цитируемой) его частью стала миниатюра с изображением льва – символа апостола Марка.

С другой стороны, в книге нет ни ковровых листов, ни других иллюстраций, зато о ней известно, что написана она тем же писцом, что и Даремские Евангелия. Манускрипт, к сожалению, дошел до нас лишь частично и в крайне плохом состоянии. В настоящее время он хранится в библиотеке Кафедрального собора Дарема, основанной в 995 году, когда епископ Уильям де Сен-Кале, ставший впоследствии советником королей Вильгельма I и Вильгельма II, пожертвовал собору целых 46 книг – невиданное по тем меркам богатство.

Полностью из иллюстраций сохранились только старейшее в английском искусстве Распятие и изображение Иоанна Крестителя. Специалисты предполагают, что изначально манускрипт, как и другие островные книги Евангелий, был украшен портретами евангелистов и ковровыми иллюминациями, выполненными на масштаб страницы.

Книга была написана в монастыре Святого Кутберта, находящемся на острове Линдисфарн. 8 июня 793 года на остров напали викинги. Монастырь был полностью уничтожен и разграблен, но немногие успевшие скрыться монахи, забрали с собой самую большую ценность. В Дарем они принесли с собой манускрипт, позже названный Даремскими Евангелиями.

Это, конечно, далеко не все уцелевшие манускрипты – памятники островного искусства. К сожалению большинство из них малодоступно даже ученым. В распоряжении российских исследователей, до последнего времени был единственный манускрипт ранней средневековой книжной миниатюры – Санкт-Петербургское Евангелие, созданный предположительно в конце VIII века в Южной Англии. В нем содержатся полные версии всех четырех Евангелий. Хранится список в Российской Национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

Теперь же не только ученые, но и поклонники древних рукописей из любителей в мельчайших деталях могут рассмотреть растительные и животные мотивы, соединенные с характерными элементами средиземноморского декоративного искусства и христианским текстом. Сделать это можно, открыв оцифрованную Книгу из Дaрроу.