Прежде всего это коснется выдачи кредитов и открытия депозитов в рублях. Если клиент планирует это сделать через мобильное приложение, банки должны обеспечить возможность регистрации и идентификации через Единую биометрическую систему. Для этого кредитным организациям придется доработать свои приложения.
"Такая доработка может стоить до 15 миллионов рублей. Проблема не столько в том, что банки не хотят, сколько в том, что, собственно говоря, спрос на сдачу биометрии или на использование биометрии со стороны населения недостаточно сформирован, — отмечает исполнительный директор "Национальной платежной ассоциации" Мария Михайлова. — Можно сказать, что его нет".
Единая биометрическая система была запущена в июле 2018 года. Тогда же прием биометрии начали несколько крупных российских банков. Разработчиком и оператором системы выступает Ростелеком. Сейчас в биометрическую систему можно сдать запись голоса и изображение лица. По этим данным можно идентифицировать человека как в отделении, так и удаленно — например, по телефону или через мобильное приложение. В Ростелекоме уверяют, что для хранения биометрических данных используются надежные системы защиты.
"У нас полностью шифруются данные, которые гражданин представляет о себе, — заверяет директор по цифровой идентичности компании Ростелеком Иван Беров. — И сохраняется отдельно от его персональных. Злоумышленник никогда не знает, кому эти биометрические данные принадлежат. Во-вторых, вся информация, которая передается в систему, она передается по защищенным каналам связи с использованием исключительно отечественных средств шифрования. И это дает возможность гражданам полностью быть уверенными, что их данные ни на этапе сдачи, ни на этапе передачи этих данных никуда не утекут".
По данным Центробанка, в единой биометрической системе зарегистрировано чуть больше 236 тысяч пользователей. При этом объем биометрической информации в базах у самих банков в десятки раз больше. Например, в Россельхозбанке каждый день около тысячи клиентов сдают свою биометрию. В банке считают, что это удобный сервис идентификации клиента.
"Мы традиционно приветствует инициативы ЦБ и планируем осуществить все в указанные сроки. Через мобильное приложение Россельхозбанка можно оформить совершенно разные услуги, разные банковские продукты. Но традиционно лидируют платежи, переводы и оформление новых банковских вкладов", — перечисляет начальник управления коммуникаций Россельхозбанка Глеб Дворецкий.
Были опасения, что у банков, находящихся под санкциями, могут возникнуть сложности с выполнением нового требования ЦБ, ведь их приложения в App Store и Google Play заблокированы. Но эксперты уверяют, что сложностей не будет.
"Для Android ситуация чуть попроще, потому что каждый пользователь может использовать установку приложений из недоверенных источников. То, что касается устройств Apple – посложнее, но при этом есть варианты, как обходить подобные вещи. К примеру, (можно) использовать приложение сторонних разработчиков", – предлагает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов.
"У нас есть отечественное приложение, есть разработки, которые сертифицированы, в том числе силовыми структурами, и они отвечают самым высоким стандартам безопасности, – поясняет депутат Госдумы Анатолий Аксаков. – Будут использовать российские приложения, поэтому, никаких проблем".
Но пока документ ЦБ опубликован для обсуждения. До конца июля Центробанк будет принимать замечания на проект документа. Но через десять дней после опубликования он вступит в силу, то есть вполне вероятно, что новые правила начнут действовать уже в августе. Но если банк решит закрыть свое мобильное приложение в течение полугода, в ближайшие месяцы клиенты смогут получать через него услуги, даже не выполняя новые требования по биометрии.