Бразилия повернула влево

В Бразилии подвели итоги президентских выборов, которые называли "битвой титанов". Победителем назван Лула да Силва, который ранее возглавлял государство. Его поздравил Владимир Путин, отметивший, что надеется на дальнейшее продуктивное сотрудничество России и Бразилии. Между тем действующий президент Болсонару пока поражения не признал. Насколько важны политические расклады в стране – члене БРИКС, которая в следующем году председательствует в "большой двадцатке"?

Такой победы, как у Лулы, в истории Бразилии не было еще никогда. Придя на избирательный участок, он всем показал свое удостоверение личности, в котором четко написано: в прошлый четверг ему исполнилось 77 лет. Но в таком-то возрасте он получил наибольшее в истории количество голосов и через паузу избрался на третий срок. Но послушайте, что он сказал: "Друзья мои и подруги мои, с 1 января я буду править в интересах 215 миллионов бразильцев и бразильянок. Нет двух Бразилий. Мы – единая страна, единый народ, великая нация".

Нация, бесспорно, великая. Но отныне разделенная. 67-летний Болсонару был на участке в майке сборной. И хоть математически он и оказался первым в истории Бразилии действующим главой государства, кто не смог переизбраться, для проигравшего он набрал опять же рекордное число голосов. А уж сколько он провел своих губернаторов, депутатов, сенаторов! Немаловажный фактор: он очень нравится женщинам, пусть иной раз и явно экзальтированным. А тут еще его супруга сделала заявку на внешнеполитическое будущее – голосовала в майке с надписью "Израиль".

Итак, Бразилия – в пограничном состоянии. Вот и отправимся в уже знакомый нашим постоянным зрителям пограничный городок Чуи, где центральная улица – это граница Бразилии с южноамериканским "общим рынком" MERCOSUR. Обратите внимание на раскраску бордюра. Нам это еще пригодится. Ну, что? Начинаем путь из остального MERCOSUR, "общего рынка", из Уругвая в Бразилию? Начинаем!

Вообще на самом деле, несмотря на, конечно, затрапезный характер этого городка, изобретение-то неплохое. Таможенный контроль вынесен на два квартала. Весь центр – это один большой duty free. Мы с вами понимаем, что Бразилия настолько огромная страна, что, если она "чихнет", не поздоровится-то всем соседям. Вот, кстати, сейчас точно в Бразилии желтый бордюр. Да ладно соседям! Всему остальному миру!

Как о мировых делах судят местные жители? "Когда Буш начал войну в Ираке, Лула сказал: "Для Буша главное – война, для меня – борьба с голодом", – говорят бразильцы. Но это никак не помешало Луле в свое время очень даже встретится с тем самым Бушем. При этом, конечно, Лула и сооснователь сейчас не очень-то любезного Штатам объединения БРИКС – с Россией. И, тем не менее, на небоскребы в Нью-Йорке в канун выборов в Бразилии проецировали имя именно Лулы, а сегодня ночью кроме очень левых и просто левых лидеров Аргентины, Венесуэлы, Кубы и так далее его сразу поздравили еще и Байден с Макроном. Почему?

Прежде всего потому, что в отношении Болсонару, например, ВВС с удовольствием тиражировала наклейку "Трамп тропиков". И еще перед первым туром писала: "Мирный уход Болсонару может сигнализировать отступление нелиберальных политически сил, основанных на популизме, поляризации, пренебрежении мнением избирателей и дезинформации".

Дезинформации? Эти какие-то не очень понятные, но яркие кадры с то ли остановленными автобусами с избирателями, то ли еще с чем-то чуть не перевернули день голосования с ног на голову. Со стороны лагеря Лулы прозвучали обвинения в том, что подконтрольные президенту Болсонару силы безопасности препятствуют голосованию желающих "за" Лулу. Глава бразильского аналога Центризбиркома после того, как проголосовал, даже подвергся нападению: его обвинили в том, что в этой схватке он не беспристрастен, хотя именно он сказал, что никаких провокаций со стороны силовиков не было. Но выиграл-то в итоге Лула.

И сейчас вопрос вопросов такой: так ли уж и забудет об этой истории не сам Болсонару, так его лагерь? А еще есть, конечно, и второй вопрос: как такая Бразилия, разделенная, будет выглядеть на международной арене?

"Латинская Америка относится к Западу, как бы на нее это ни давило. Но совершенно точно и то, что мы поняли: нам надо вести свою собственную игру. Но у нас есть ограничения, потому что у нас нет общего голоса", – отметил Андрес Сербин, президент латиноамериканского аналитического центра CRIES.

Сегодня ночью Лула сказал, что пора отказаться от права вето в Совбезе ООН. Ну, посмотрим, какой у этого будет реальный выхлоп. А при прежнем Луле Бразилия позиционировала себя как интегратор Латинской Америки. Все так. Но в приграничном городе Чуи тот, кто представился нам истым сторонником Болсонару, сказал-то нам что еще? "Здесь работы нет". И что же прикажете делать?

Если вы не узнали этот флаг, это флаг Парагвая. Мы на еще одной границе этого огромного "общего рынка": Аргентина, Бразилия, Уругвая и Парагвай. И вот грандиозная общеконтинентальная стройка. Мост. Дорога. Через Парагвай эта дорога (точнее, система дорог) свяжет южноамериканские побережья Тихого океана и Атлантики (то есть Бразилии). Вот что нужно Латинской Америке: не только абстрактные (и иной раз занесенные извне) идеологические споры, а экономический прогресс.

Но экономика экономикой, однако же чтобы 1 января здесь, в столице Бразилии, прошла бесспорная инаугурация, требуется помнить и о политике. Внутренней. В конце концов с 1964-го по 1985 годы в Бразилии была военная диктатура, пожалуй, самая продолжительная в Южной Америке. Стабильная демократия, которая в состоянии сама себя воспроизвести, – то, что бразильцы считают одним из самых важных завоеваний последних десятилетий.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.