Тема:

Усиление НАТО у границ России 15 часов назад

Американцы скорректировали маршруты стратегических беспилотников

Инцидент над Черным морем – как громкий звоночек США.

Очень важные слова на вертолетном заводе в Улан-Удэ сказал президент России. Путин обозначил масштаб идущей сейчас битвы. И он куда больше, чем может показаться на первый взгляд. "Для нас это борьба за существование самой российской государственности, потому что противник наш, или, как я говорил раньше, партнеры, у них же одна задача, и в предыдущие десятилетия мы в этом убедились, – раскачать, растащить по кускам. Вот в чем все дело. Так что для нас это не геополитическая задача, а задача выживания российской государственности, создание условий для будущего развития страны и наших детей – вот наша задача", – подчеркнул глава государства.

Путин говорил это во вторник. И как раз в этот день пришло известие о том, что дорогущий американский беспилотник Reaper – разведчик с ударными возможностями, что рухнул в Черное море после встречи с нашим Су-27, поднятым на перехват, приближался к зоне ограничений в воздушном пространстве, установленной Россией на время спецоперации. Всех предупреждали. Не послушали. Нарвались.

Поскольку США возбудились не на шутку, мы разберем этот эпизод подробнейшим образом. Но сначала – о приятном. Наши летчики-истребители, что перехватили американскую "птичку", представлены министром обороны Сергеем Шойгу к госнаградам.

Это последние прижизненные кадры американского беспилотника, снятые им же самим на камеру. Истребитель Су-27 делает вираж, следом появляется белый след. "Он облил наш дрон керосином", – возмущались в Пентагоне.

Все произошло в 9:03 по московскому времени над Черным морем. И, что важно, на большой высоте – беспилотник там может держаться своей обычной скорости около 300 километров в час в отличие от истребителя, который на таких высотах должен лететь значительно быстрее. Считаные секунды – вот так на незамедленной съемке выглядит подобная встреча с беспилотником-тихоходом из кабины стремительного боевого самолета. А потому от летчиков требуется ювелирное мастерство, чтобы идентифицировать потенциального воздушного нарушителя и при необходимости его вытеснить.

Винт у беспилотника в конечном итоге, судя по всему, погнуло – в Пентагоне утверждают, что был физический контакт. Машина стоимостью от 30 до 60 миллионов долларов – зависит от комплектации – была потеряна. В российском Минобороны подчеркнули, что наши истребители бортовое вооружение не применяли, с БПЛА в контакт не вступали и благополучно вернулись на аэродром базирования.

"Полет беспилотного летательного аппарата осуществлялся с выключенными транспондерами – с нарушением границ района временного режима использования воздушного пространства, установленного в целях проведения специальной военной операции. С целью идентификации нарушителя в воздух были подняты истребители из состава дежурных по ПВО сил. В результате резкого маневрирования беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью", – заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.

Взлетал беспилотник с авиабазы Кымпия-Турзий в Румынии. Еще в мае 2021 года США туда специально перебросили 90 человек обслуживающего персонала и сами БПЛА, которые перевозятся вот в таких транспортных контейнерах и собираются уже на месте. На румынской базе, где обычно стояли американские F-15, дроны разместили – как сообщалось – для проведения наблюдения и разведки в рамках миссии НАТО.

MQ-9 Reaper и был создан в первую очередь как беспилотник-шпион. Усеян всевозможными сенсорами и оборудован камерой, способной, по некоторым данным, с расстояния в несколько километров распознать номерной знак машины.

С румынской базы Кымпия-Турзий до Крыма всего несколько сотен километров, что позволяло экономить топливо и часами висеть в воздухе – шпионить за тем, что происходит на полуострове. Сами операторы при этом могут находиться за тысячи километров – управляется дрон по спутнику.

"Он занимался разведкой. Этот аппарат летал над Черным морем уже некоторое время. Это важный международный водный маршрут, поэтому мы регулярно ведем наблюдение за этим районом", – сказал Патрик Райдер, пресс-секретарь Пентагона.

При этом упавший беспилотник является разведывательно-ударным. Отсюда название MQ-9 Reaper, что в переводе означает "Жнец" – намек на выражение "мрачный жнец", то есть смерть. Дрон способен нести почти две тонны вооружения. Это ракеты "воздух-поверхность" либо бомбы с лазерным наведением. В том же Афганистане и Ираке "Жнец" собрал свою кровавую жатву – известны многочисленные случаи гибели под его ударами мирных жителей, в том числе детей. Был ли дрон с бомбами в небе над Черным морем, американцы не раскрывают.

"Это настоящая провокация. Провоцировали нас к каким-то определенным действиям, после чего можно было обвинить Россию, российских военных в каком-либо непрофессионализме. Американским самолетам и кораблям нечего делать вблизи границ РФ", – заявил Анатолий Антонов, посол РФ В США.

И это далеко не первый раз, когда российским летчикам приходится напоминать об этом визитерам из-за океана, в том числе отгоняя непрошенных гостей от российских литерных самолетов. А в целом в небе над Балтийским, Черным, Баренцевым морями уже много лет идет бесконтактная борьба с чересчур любопытными самолетами и кораблями НАТО, пытающимися прощупать российские границы.

Имена наших пилотов почти всегда остаются тайной. Но одна фамилия хорошо известна. Василий Цымбал, выпускник Армавирского училища летчиков ПВО. В августе 1987-го, когда в советские территориальные воды якобы случайно зашел японский сторожевик с двумя вертолетами на корме, Цымбал на Су-27 сымитировал атаку на боевой корабль. Да так, что реактивная струя сбросила один из вертолетов за борт. И сторожевик быстро ретировался. А позже уже на Кольском полуострове истребитель получил задание вытеснить норвежский разведчик "Орион". Тот с курса не сходил, и тогда Цымбал на Су-27 сделал вокруг него петлю. Норвежский борт тоже сделал маневр – произошел контакт. Один из двигателей "Ориона" был поврежден – сломана лопасть, пробит корпус – и машина взяла курс на Норвегию.

"Судьбе было угодно дать мне встретиться с летчиком этого "Ориона" в 2016 году на Мали. И меня впечатлил его рассказ. Он сказал, что у нас не просто разрушился винт, а он разрушил еще рядом двигатель и пробил борт термокабины, причем так метко, что разбил термос с кофе и кофе вылился мне на штаны. И представляешь, какого мне было потом после такой тяжелой аварийной выходить из своего самолета на натовской базе – с мокрыми штанами?" – вспоминает Герой России, заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев.

В водах Черного моря – теперь обломки упавшего американского беспилотника. Россия попытается поднять их, заявил секретарь Совбеза Патрушев. Впрочем, успех не гарантирован – операция крайне сложная, в месте падения большие глубины, и чтобы поднять хрупкий дрон, который мог и развалиться на части при ударе о воду, нужно задействовать подводные беспилотники. В Пентагоне уверяют, что прежде чем "Жнец" утонул, операторы дистанционно стерли секретное программное обеспечение. Не исключено, что это получится проверить. К тому же секреты есть и в конструкции, а ее не удалишь.

"Очень многие вещи под водой сохраняются. Нам удавалось, правда, в Балтийском море, поднимать кинопленку, с которой смогли несколько кадров проявить, несколько бумажных артефактов, что их читать можно. То есть, в принципе, вещи под водой сохраняются достаточно хорошо. В Черном море ниже определенной глубины практически отсутствует кислород, практически отсутствуют микроорганизмы, которые могут повредить различные материалы. Поэтому там некая капсулы времени", – сказал Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества.

А сам инцидент стал приметой времени: США и НАТО – вплотную у границ России. Что посеешь, то и пожнешь. Сам "Жнец" – на морском дне, а США после инцидента, судя по трекерам, скорректировали маршруты полета стратегических беспилотников Global Hawk и от Крыма держатся немного подальше.