Визит Байдена в Финляндию местная пресса поспешила назвать историческим. Хельсинки больше не "промежуточная остановка" и "нейтральная полоса" для мировых лидеров. Президент США посещает страну в ее новом статусе – члена НАТО.
"Я помню, вы меня спросили, поддерживают ли Соединенные Штаты вступление Финляндии в альянс. Мне потребовалось около трех секунд, чтобы сказать "да", – заявил
Байден.
В этот момент где-то всплакнул один президент Украины. Он рассчитывал на приглашение в НАТО во время саммита в Вильнюсе, но перешел лишь границы приличия. Расстроенный отказом, он принялся хамить союзникам. На просьбу западных партнеров "остыть" и быть благодарным уже за поставки вооружений Зеленский записал восьмиминутное видеообращение, во время которого 47 раз сказал "спасибо". Но, видимо, это не то волшебное слово, открывающее двери в альянс.
"Никто не может вступить в НАТО во время боевых действий, потому что в противном случае мы бы оказались втянуты в войну. В третью мировую войну", – сказал американский лидер.
В Хельсинки тоже осознают, что значит для страны превращение более чем 1300-километровой восточной границы в границу НАТО, потому кортеж Байдена встречали не только восторженные зеваки, но и протестующие.
Северная Европа для военного блока сейчас интереснее Украины, поэтому с одного саммита в Вильнюсе Джо Байден отправился на другой в Хельсинки, чтобы обсудить общую безопасность с лидерами Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии, которую во время пресс-конференции он перепутал с Ирландией.
У президента США ирландские корни по материнской линии, но это вряд ли достойное объяснение конфузу. Только за неделю Байден дважды перепутал Россию с Украиной и позабыл количество членов альянса, к которому вот-вот может присоединиться Швеция. Ратифицировать ее заявку согласилась Турция. О цене этого решения сегодня написал в своей колонке американский журналист Сеймур Херш.
"Байден пообещал, что Международный валютный фонд предоставит Турции столь необходимую для восстановления после землетрясения кредитную линию в размере 11-13 миллиардов долларов. "Байдену нужна была победа, а Турция находится в остром финансовом кризисе", – сказал мне чиновник, непосредственно осведомленный о сделке. "Что может быть лучше Эрдогана", – спросил чиновник под опекой Байдена, – "наконец, прозревшего и осознавшего, что ему лучше с НАТО и Западной Европой?" – написал Херш.
В Анкаре эту информацию опровергают, заявив, что Турция – не та страна, с которой можно торговаться. Но, кажется, за кулисами большой политики происходит именно это. По странному стечению обстоятельств сегодня Верховный суд Швеции заблокировал экстрадицию двух граждан Турции, которых на родине считают причастными к вооруженной террористической организации, причем без права обжалования.