Активистка Ольга Петкевич развозит пакеты с едой пожилым русскоговорящим жителям латвийского Даугавпилса. Многие из них инвалиды, которых Латвия лишила вида на жительство, а вместе с тем пенсий и медицинский помощи.
"Она 6 месяцев уже не получает пенсию. Она диабетик. Вот как-то так существует. Государству все равно как она существует", – рассказывает активистка.
А все потому, что они говорят по-русски и имеют второе российское гражданство. Сейчас в планах депортировать 1167 человек, не прошедших лингвистический тест. Большинство из них старше 60, но пенсионеры с трудом могут выучить новый язык.
"Она не ходила сдавать экзамен, потому что записывалась, но у нее был вот такой психологический барьер. Она знала, что не сдаст. Очень боялась. У нее нет доходов, нет родственников, нет латышского, ничего нет. Непонятно, что с ней делать", – добавляет Петкевич.
Выдворять насильно решили в местном управлении по делам миграции и накануне выписали 6 новых приказов покинуть страну.
"В остальных случаях гражданам РФ будет выдаваться предписание о выезде в течение 30 дней. Если человек не покинет территорию Латвии в этот срок, будет приниматься решение о принудительном выдворении", – заявила глава Управления по делам гражданства и миграции Латвии Майа Розе.
Ее выступление он смотрел уже будучи в Калининграде. 82-летнего Бориса Каткова в январе этого года насильно выслали из Латвии: задержали в собственном доме, отвезли в местный участок, арестовали, повезли в аэропорт. Семья осталась там.
"Вот то, что я получаю информацию от людей, которые связаны с переселением. 40 семей ежедневно обращаются в миграционную службу по выезду из Латвии. В основном русскоязычные", – рассказывает Катков.
Теперь он планирует открыть НКО и помогать консультациями тем, кому грозит выдворение. МИД России уже пообещал высланным гражданам помощь в обустройстве.
Александр Бобров дожидаться депортации не стал – уехал сам. Теперь вернулся в Ригу в качестве туриста и думает, как увезти маму.
"Этот новый закон, я бы его назвал "закон дискриминации", затронул 95 пенсионеров", – говорит Бобров.
Решение о массовой депортации в Конституционном суде пытался оспорить бывший мэр Риги Нил Ушаков, но представители Сейма в суде заявили, что российских граждан в Латвии слишком много и это – угроза.
"70 лет, пенсионерка, российская гражданка. Не знает, как поставить гарумзиме. Вот как это все может угрожать безопасности Латвии? И как ее насильственное выдворение из нашей страны эту безопасность повысит или улучшит?" – задается вопросом Ушаков.
Литва пошла по латвийскому пути. Владимира Водо прожившего в Вильнюсе 35 лет – признали угрозой госбезопасности и высылают из страны. Местным властям не понравился его ответ на вопрос "чей Крым". В Вильнюсе у него остается одинокая больная онкологией мама.
"Мне было поставлено в вину, что 5 лет назад я был на Красной площади. В Литве фотография человека на фоне Спасской башни – это приговор", – поясняет Водо.
Тем, кого лишили ВНЖ, в Латвии не платят местную пенсию. Российскую наш пенсионный фонд переводит каждый месяц, но европейские банки из-за санкций постоянно тормозят выплаты.
"Если люди говорят более прямо, что их не устраивает этот политический режим или то, что им нравится, предположим, российский президент, то к ним применяются превентивные меры", – говорят местные жители.
Цензура везде – запрещено вещание российского телевидения.
Их буквально выдавливают из Латвии. Тех российских граждан, кого пока не выдворили, ждут проверки и суды. Но местные власти уже заявляли, что крайний срок настанет в апреле этого года.