Обычно экскурсии на заводы называют промышленным туризмом. А у "промышленного туриста" Шольца программа оказалась насыщенной: производство полимеров в Шанхае, перед этим – крупнейший мегаполис мира Чунцин и совместное здесь с немецким Bosch предприятие. Канцлеру не только показали силовые установки на водородном топливе для грузовиков, но даже позволили просверлить дырку.
Но в центре внимания Der Spiegel оказался диалог в шанхайском университете Тунцзи с китайским студентом, который и рад бы поехать на учебу в Берлин, но очень переживает, что там теперь легализована марихуана. Ответ канцлера, что цитирует Der Spiegel, поразил простотой. "Просто не курите", – сказал Шольц. Канцлеру 66 лет и он, по его словам, ни разу не курил каннабис. Не все в Берлине бегают с косяками.
Рассуждения Шольца о легких наркотиках хоть и попали во все заголовки, но главное, что отмечает немецкая пресса: в Китае канцлер с исключительно прагматичной миссией. Германия позиционирует себя как экономический локомотив Европы, и понимает, что без КНР этот локомотив будет стоять в депо.
"Не забываете, что 30% промышленного ВВП приходится на Китай. Германия может предложить много технологий. Вот так мы развиваем наши экономики. И в будущем, я думаю, у нас впереди следующий этап: внедрение новых производительных сил на более высоком уровне", – отмечает генеральный директор Siemens Роланд Буш.
Поэтому вместе с Шольцем – делегация крупного немецкого бизнеса, от Siemens до Bayer.
Китайские издания даже изобразили предполагаемую рассадку в самолете: чем ближе к бизнес-классу, тем важнее проекты и выше ожидания.
И, получается, Шольц прилетел мириться. И это при том, что в прошлом году Германия приняла свою первую в истории стратегию по Китаю, где указала: КНР представляет серьезную угрозу немецким интересам.
Вот он – страшный сон Германии и именитого немецкого автопрома. Китайские электрокары, которые стремительно завоевывают мировые рынки, отчего немцы вынуждены сокращать собственное автомобильное производство. В прошлом году с конвейеров в Германии сошло на 40% меньше машин. Все потому, что Германия просто проспала поворот в сторону электромобилизации.
Понимая, что китайский авторынок – крупнейший в мире, немцы рассчитывают заработать хотя бы здесь. А заодно получить доступ и к теперь уже новым китайским технологиям, без которых ни BMW, ни Mercedes далеко не уедут. А значит, придется искать компромисс.
Немецкая ассоциация автомобильной промышленности уже заявила, что выступает против введения ЕС дополнительных тарифов на импорт китайских электромобилей, указав, что это может спровоцировать торговую войну и поставить под угрозу рабочие места в Германии.
И Шольц был вынужден лавировать. Задача сложная: пролоббировать интересы немецких компаний, но так, чтоб не выйти за рамки Евросоюза, который нацелен на снижение стратегической зависимости от Китая. И чтобы Пекин лишний раз не провоцировать, Шольц, видимо, и не взял с собой главу МИД Анналену Бербок. Фрау министерин известна своими резкими заявлениями в адрес КНР и лично председателя Си, которого даже сравнила с диктатором, и обвиняла в сотрудничестве с Москвой в украинском конфликте. Впрочем, и без Бербок встреча с председателем КНР, которая запланирована на 16 апреля, не обойдется без Украины.
На фоне шанхайских небоскребов Шольц уже анонсировал: "Я буду говорить о войне, которую ведет Россия против Украины, и настаивать на том, что никто не имеет права помогать России добиться своих захватнических целей. Поэтому Европа и страны по всему миру оказывают Украине поддержку".
Все это слово в слово Шольц уже говорил в Пекине в 2022-м. Но тогда эти слова на председателя КНР эффекта не произвели. Китай показательно держится в стороне от конфликта, разрешить который считает возможным исключительно переговорами, с учетом гарантий безопасности для всех.