Тема:

Нападение на Курскую область 9 минут назад

Жители курского приграничья доят коров под свист мин

Параллельно всему в приграничных районах Курской области развернулась подготовка к выборам губернатора. Досрочное голосование началось 28 августа. Открыты более 750 участков, в том числе в пунктах временного размещения граждан, которых эвакуировали из зоны боевых действий. Правда, в этом году есть специфика, связанная с безопасностью – узнать точный адрес избирательного участка можно только через горячую линию. И люди звонят, голосовать приходят даже под сигналы о ракетной опасности.

"Да русских не запугать ничем! Вы понимаете, нет? Мы сейчас все вместе живем и делаем все свои дела. Ну сколько нас уже пугали – россиян? Ничего люди не боятся – придут и будут голосовать, вот посмотрите", – восклицает местная жительница Светлана Фомина

"В это время каждый человек должен проявить гражданскую позицию – это очень важно. Как никогда, чтобы поддержать наших ребят на фронте и наше правительство", – уверена ее землячка Елена Никитина.

В Рыльске становится все напряженнее. Сегодня особенно громко. В окрестностях непрерывно бьет артиллерия. Работают наши "Грады". Город опустел, закрыт МФЦ, многие магазины. Звучит сирена воздушной тревоги. Сентябрьские выборы будут проходить в дистанционном формате: ни избирательных участков, ни голосования, на дому – опасно.

31 августа 1943 года этот город был освобожден от немецких захватчиков. Сегодня он снова на передней линии фронта. В 20 километрах идут бои. В остановленных цехах рабочие ремонтируют военную технику.

Говорит Евгений Соболев, местный житель: "Помогаем ребятам, чем можем. Технику ремонтируем. Не боятся только дураки. Страх был какой-то, но все в пределах разумного. Я думаю, наши войска не допустят, что нас возьмут".

Вражеские дроны пытаются контролировать небо. Почти каждый день горят машины мирных жителей. Мост на въезде в город ВСУ закидывают минами.

В машине главы района – станция РЭБ, и детектор дронов краснеет, когда на подлете новая птица. Противник стремится прорваться к Рыльску и окружить этот город над Сеймом.

"Слава Богу, боевых действий нет, – отмечает глава Рыльского района Андрей Белоусов. – Но мы понимаем, что сегодня средства такие, что позволяют долетать сюда. За ракеты речь не ведем, но и беспилотники сбросы производят, и дронами бьют. Слышны взрывы каждый день".

Жителей просят выехать на время, пока российская армия выдавливает украинских боевиков из Кореневского и Глушковского районов. Они уехали, но постепенно стали возвращаться, когда в городе открылись магазины. Раз в неделю в Рыльск приезжают КАМАЗы с гуманитарной помощью.

"Когда были магазины закрыты, мы давали раз в три дня. То есть сегодня магазины открыты, мы продолжаем давать", – рассказывает Белоусов.

Волонтеры Саша и Настя – родные сестры – продуктовые наборы развозят по селам вдоль линии фронта. Загрузив багажник и перекрестившись, выезжаем в приграничный Кореневский район. Это зона активных боевых действий. Связь с жителями захваченных населенных пунктов потеряна.

"Позвонил человек, который жил в Снагости. Он вышел на связь и сказал, что находится в Сумах в плену. И все. Связь оборвалась. Вероятно, этих людей либо нет, либо уже за нашими пределами", – рассказывает волонтер Александра Евглевская.

Село Жадино и следующее за ним Пушкарное на въезд закрыто. Но волонтеров военные пускают и сами дают адреса людей, кому помощь нужна.

"Иной раз затишье – так хорошо! А другой раз прям жутковато. Вот сегодня, например, с 3 часов ночи начали утюжить нас, но потом вроде перестали", – делится Людмила Овчинникова.

Им негде купить даже хлеб – продукты сюда не возят. Спасает своя консервация и овощи с огорода.

"Про этих двух людей забыли все. Никто не знает, что они тут находятся. Если бы ребята-военные не сказали, то о них никто не знал. Теперь мы их периодически подкармливаем", – признается волонтер.

- И много таких, забытых?

- Находятся еще по поселку. Кто-то сидит в подвале и не выходит на связь. А потом, оказывается, что там кто-то есть дома.

Владимир с начала украинского вторжения вывез из приграничных сел больше 300 человек, живых и мертвых. Вчера с разбитого моста забирали погибшую семью. Они возвращались в село Карыж Глушковского района, когда попали под ракетную атаку ВСУ.

Украинские боевики продолжают воевать с мирным населением. Расстреливают гражданские автомобили, бьют беспилотниками, уничтожают дома. На каждой дороге, если ехать в сторону границы, последствия террористических атак.

Говорит депутат представительного собрания Рыльского района, генеральный директор Рыльской автоколонны 1772 Владимир Куцев: "Может быть, командование потеряло понимание, что им нужно делать в связи с тем, что наши ребята наступают, кореневское направление немножечко отбили. Не дали тот размах, который они хотели сделать. У них было в планах окружить в дальнейшем этот участок города и взять в кольцо".

Марш по Беловскому району обернулся для ВСУ грудами сожженного металла. Украинские "Буцефалы" горели синим пламенем после встречи с российским войсками. Оторванные башни остались гнить в курских лесах. Десант сдался в плен.

"Вот отсюда прямо стреляли по домам ехали, били, – показывает глава Гирьянского сельского совета Беловского района Курской области Юрий Польской. – Медпункт спалили, дома спалили. Они мирные дома жгут просто, выжигают. Фашисты – они есть фашисты. Сжигают целыми улицами.

Они успели занять села Крупец, Камышное, Спальное, но были выбиты, осели в Борках. Теперь ударами артиллерии и налетами "Бабы-Яги" пытаются превратить русские деревни в пепелище.

Над деревней Крупец поднимаются столбы белого дыма. Где-то рядом гремит война. Баба Рая тихонечко бредет вдоль дороги. Она ходила в соседнее село Белица за 4 километра от дома, там дочь жила. Престарелая мать уже несколько дней ничего о ней не слышала.

"Я живу одна, дочка замужем. Не приезжают, не знаю, где они", – признается Раиса Лаптина.

Село Бирюковка отрезано завесой густого дыма. Огонь съедает кромку пожухлой травы, вплотную подбираясь к асфальту. Это украинские боевики обрабатывают поля зажигательными снарядами. Они знают: пожарные сюда не приедут – 2 километра до фронта. А в деревне еще живут люди.

- Война ж рядом, вы что, не уезжаете?

- Да вы что, а кто меня проводит, с кем я уеду?

Они кажутся потерянными в этом пекле войны. Копают картошку под обстрелами и доят коров под свистом мин. Звуки жужжащих беспилотников заставляют их разбегаться по домам.

"Разве мы думали, что такое будет? Вы понимаете, жизнь разделилась на до и после. Все было нормально. Но все получилось, как получилось", – говорит Валентина, жительница села Бирюковка.

Подступы к селу Большой Солдатское обороняют бойцы казачьей бригады "Терек". Разведчик докладывает обстановку: по "Лабиринту" – так местные называют лесополосу – бродит противник. Его пытаются выбить, огрызается. Сегодня много встречных боев.

"Минометные орудия работают со стороны противника. Противник сейчас находится, если от этой точки смотреть, где-то в 2-3километрах отсюда", – показывает заместитель командира разведывательного взвода с позывным Туртуга.

Натовскую броню останавливают противотанковыми ракетными комплексами "Корнет". Колонны вражеской техники разбивают залпами "Града".

"Когда они сюда стали накатывать, бои шли с 6 утра и до 9 вечера, пока не стемнеет. Вот так каждый день. Сейчас они, в основном, пехота. Очень много пожгли техники. Причем когда они заходили, в основном, техника западная, американского производства до 80%, своей техники – Т64, "Козаки", "Буцефалы" – малочисленные. Спадает, спадает наплыв", – констатирует снайпер-разведчик казачьей разведывательной бригады "Терек" Добровольческого штурмового корпуса с позывным Ворчун.

ВСУ пытаются пробиться к Большому Солдатскому и отрезать дорогу на Курчатов к атомной станции. Село расположено на высоте, с которой просматривается местность на десятки километров. Стоит только выйти тяжелой артиллерии, по машинам сразу начинают бить. Большое Солдатское Украина обстреляла в первые дни своего вторжения.

Очень много градин мы видим, торчащих из асфальта после нападения ВСУ. Сейчас Большое Солдатское практически пустое. Здесь не работают ни магазины, никакие учреждения. Говорят, что здесь остались бабушки и дедушки, которые категорически отказались выезжать. Ситуация очень тяжелая, очень напряженная. Поселок под постоянными обстрелами.

Полыхает здание в центре, но туда не проехать. Разбита детская библиотека, музей, дома. По пустынным улицам бродят бездомные собаки. Брошенные своими хозяевами, они сбиваются в стаи, чтобы как-то выжить в поисках пищи и воды.

Школа в Большом Солдатском была обстреляна из РСЗО "Град". Видим, что попадание пришлось в крышу. Разбросаны везде куски шифера. Сейчас она не откроется к 1 сентября.

Разбит свинокомплекс. Тысячи животных были выпущены на волю, когда работники спешно уезжали. Вывозить свиней было некогда. Брошенные, они продолжают гибнуть под обстрелами. Конезаводчики Ольга и Андрей свой табун пока решили не вывозить. Только выпустили в поле.

"Огромную ферму не вывезешь, у нас основное маточное поголовье сейчас в поле на большом пастбище находится. Ракеты все-таки бьют по объектам по таким. Вполне вероятно, что в конюшню прилетит, и лошади пострадают", – опасается конезаводчик Андрей Савин.

Их завезли в Россию в 1945 году из поверженной Германии. Быстрые, смелые, выносливые – лошади тракенской породы созданы для спорта больших достижений. Из этих конюшен под Рыльском выходили будущие олимпийские чемпионы.

Сегодня эти тракены проходят испытание еще одной войной. Они сбиваются в кучу и жмутся друг к другу, когда на сверхзвуке летят истребители, грохочет артиллерия. Если противник будет совсем рядом, табун лошадей погонят через реку Сейм.

"Мы не боимся, мы все равно победим, с нами Бог, – уверена конезаводчик Ольга Савина. – И лошади, мои зайчики, не боятся. А куда я без лошадей? Лошади – это наша жизнь. Как мы бросим братьев наших меньших и самых любимых? Столько жизни отдали, столько сил".

"Чувство тревоги присутствует, – признается конезаводчик Андрей Савин. – Но вы слышите, сейчас артиллерия работает наша? Бьют по ту сторону, громит фашистские войска. Значит, все хорошо. Чем лучше работает артиллерия, вертолеты летают, тем лучше для нас".

Те, кто остался в прифронтовых селах под прицелом натовских танков и гаубиц будут ждать до последнего. И вместе с русской армией приближать победу России, под звуки гремящего фронта создавая крепкий тыл.