Что такое тонировка и зачем она нужна
Тонировка — это специальная затемненная пленка, которая клеится на стекла автомобиля. Она снижает количество солнечного света, поступающего в салон автомобиля, и предотвращает нагрев транспорта изнутри. Еще пленка помогает защитить кожу водителя и пассажиров от ультрафиолетового излучения, а обивку сидений — от выгорания.
Некоторые люди используют тонировку, чтобы затруднить просмотр салона автомобиля снаружи и обеспечить себе приватность. Также затемненная пленка может снизить риск кражи вещей из машины, так как содержимое салона становится трудно разглядеть. Помимо этого, такое покрытие заглушает блики от солнца и фар других автомобилей. И еще одна причина, по которой водители выбирают тонировку, — эстетика и более стильный вид транспорта.
Разрешенная тонировка по закону в 2024 году
ГОСТ 33997-2016 — именно этот документ регламентирует, какую тонировку можно размещать на автомобиле. Светопропускаемость лобового стекла должна быть не меньше 70%. Для бронированных стекол она составляет минимум 60%.
Технический регламент позволяет устанавливать на верхнюю часть лобового стекла светозащитную полосу: ширина наклейки на легковых авто не может превышать 14 см, а для автобусов и грузовиков — должна быть размещена до верхней границы зоны очистки стекла дворниками.
При тонировке передних боковых стекол светопропускаемость остается такая же — не менее 70%. Однако дополнительные затемненные участки по бокам запрещены. Тонировка задних стекол может быть любой, на них ограничений нет, но при этом с обеих сторон автомобиля должны быть установлены зеркала заднего вида.
Какая тонировка запрещена и почему
В России нельзя использовать зеркальную тонировку стекол. Такое покрытие отражает встречный свет фар и может ослеплять водителей в темное время суток. Цветные пленки тоже запрещены, так как тонировка не должна искажать восприятие красного, голубого, зеленого, желтого и белого цветов.
Кто и как проверяет тонировку
Замером тонировки с помощью специальных приборов — тауметров — занимаются сотрудники ГИБДД или технической инспекции. Каждое измерительное оборудование должно иметь действующий сертификат, и водитель вправе потребовать документы и изучить их до начала замера. Корпус тауметра должен быть опломбирован.
На результаты замера могут повлиять внешние факторы. Вот требования к условиям окружающей среды по ГОСТу:
- температура воздуха не ниже 15°, не выше 25°;
- влажность воздуха 40–80%;
- давление 86–106 кПа.
Если окажется, что хотя бы один показатель не соответствует норме, водитель сможет обжаловать штраф как неправомерный. Помимо этого, владелец машины может запросить повторный замер тонировки при двух понятых, если результаты первого измерения его не устроили.
Штраф за тонировку в 2024 году
Лобовое, переднее и задние стекла
За слишком плотную или зеркальную тонировку на стеклах не по ГОСТу владелец автомобиля должен будет заплатить штраф в размере 500 руб., в соответствии со статьей 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
Водитель может согласиться сразу демонтировать пленку на месте остановки. В таком случае есть вероятность отделаться только предупреждением, но это уже на усмотрение сотрудника ГИБДД. Если устранить нарушение на месте не удалось, инспектор выписывает штраф за чрезмерную тонировку и выдает требование о прекращении противоправных действий со сроком, в течение которого ему нужно избавиться от тонировки, согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».
Сейчас оплатить штраф со скидкой 50% можно в течение первых 20 дней. С 1 января 2025 года скидка при оплате штрафов уменьшится — после внесения поправок в КоАП водителям придется платить 75% от штрафа, при этом срок льготной оплаты вырастет до 30 дней.
Фары
Фары тоже должны светить по ГОСТу. Наказание за неправильную тонировку фар предусмотрено статьями 12.5 и 12.4 КоАП РФ. За управление автомобилем с тонировкой задних и (или) передних фонарей водителю предусмотрен штраф в размере 500 руб. При этом владельца автомобиля могут лишить водительских прав на срок от шести месяцев до одного года за управление транспортом с фарами, цвет и режим работы которых не соответствуют правилам.
Согласно закону, цвет передних фар должен быть желтым, белым или оранжевым. Фонари заднего хода и освещения ГРЗ допускаются только в белом цвете, а другие световые приборы на задней части машины должны быть красного, желтого или оранжевого цвета. Тонировать задние фары нужно так, чтобы не изменился цвет огней, так как световые приборы других оттенков признаются неисправностью.
Шторки
Съемные шторки и каркасные сетки запрещено устанавливать на лобовое и передние боковые стекла, так как они ограничивают обзор водителю. За них предусмотрен такой же штраф, как и за тонированую пленку, — 500 руб. Стоит отметить, что эти приборы можно размещать на задних стеклах.
Повторный штраф за тонировку
Если водитель повторно нарушит правила тонировки в течение года, ему грозит штраф в размере 2–2,5 тыс. руб., административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы от 40 до 120 часов.
Что будет, если не выполнить предписание
Если водитель так и не снял защитную пленку со стекол, при повторной остановке ему грозит штраф за тонировку на 500 руб. плюс привлечение к ответственности за неповиновение законному требованию сотрудника полиции по пункту 1 статьи 19.3 КоАП РФ. За это нарушение предусмотрен штраф 2–4 тыс. руб., административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы — от 40 до 120 часов.
Также следует учитывать, что статьей 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату штрафа. Нарушителю грозит еще один штраф, обязательные работы или арест на 15 суток.
Как избежать штрафа за тонировку
Если у вас есть тонировка на стеклах, и вы точно не хотите попасть под административную ответственность, необходимо контролировать светопропускаемость лобового и передних боковых стекол — не менее 70%. При замере тонировки важно убедиться, что для получения корректных результатов должны быть соблюдены определенные требования к условиям окружающей среды.
Как обжаловать штраф
У водителя есть 10 дней с момента вынесения постановления об административном нарушении, чтобы обжаловать штраф. Потребуется написать жалобу на имя начальника отдела, в котором работает выписавший штраф сотрудник, затем — подать ее лично или отправить заказным письмом.
Обычно жалоба состоит из нескольких частей.
- Шапка. Указываются наименование суда или территориального органа ГИБДД, куда подается обращение, ФИО заявителя, его адрес и номер телефона.
- Наименование документа. Например: «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении».
- Основная часть. Здесь описывается причина обжалования и обстоятельства происшествия, дата и место. Приводятся основания, почему заявитель считает постановление неправомерным. Указывается ФИО и должность сотрудника ГИБДД, который выписал штраф, или судьи, если речь идет о судебном постановлении.
- Требования со ссылками на нормативно правовые акты.
- Приложения. Необходимо указать перечень документов, что прилагаются к обращению.
- Заключение. Указываются дата, подпись и расшифровка.
Причины, которые могут привести к отклонению жалобы гражданина: некорректные требования, ошибки, отсутствие доказательств, неполный пакет документов. Если владельцу авто придет отказ в удовлетворении жалобы, он может обратиться в районный суд. Решение в пользу водителя с большей вероятностью вынесут в случае обнаружения ошибок в процессуальных документах или при превышении полномочий сотрудниками ГИБДД.
Часто задаваемые вопросы
1. Могут ли снять номера машины за тонировку?
Нет, сотрудники ГИБДД не имеют права снимать государственные регистрационные знаки за тонировку. С 15 ноября 2014 году вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые запретили это делать.
2. Существуют ли исключения для тонировки в регионах с ярким солнцем?
Штраф за тонировку един для всех регионов России и распространяется на все виды транспорта.
3. Можно ли получить разрешение на тонировку по медицинским показаниям?
Такой возможности у водителей нет. В мае 2024 года в Госдуме предлагали смягчить правила тонировки, в том числе потому, что отсутствие затемненной пленки, по словам депутатов, может навредить здоровью. Законопроект, который предлагал снизить разрешенную степень светопропускания с 70% до 35%, был отклонен.