Аналитик Антонов: потери бюджета от укрепления рубля могут составить триллионы

Укрепление рубля оказывает положительное влияние на российскую экономику, хотя и создает для госбюджета риски, чреватые потерями в несколько триллионов, заявил финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.

В интервью агентству "Прайм" он уточнил, что, с одной стороны, это помогает бороться с инфляцией за счет дешевого импорта. С другой стороны, из-за снижения доходов от экспорта нефти и газа возникают риски для федерального бюджета.

Антонов подчеркнул, что укрепление рубля приводит к уменьшению поступлений в бюджет, так как часть его доходов формируется за счет нефтегазовых продаж, которые осуществляются в долларах.

Это особенно актуально на фоне снижения цен на нефть: в марте стоимость марки Brent опускалась ниже 68,3 доллара за баррель при бюджетном плане в 69,7 доллара. Заложенный в бюджете курс 96,5 рубля за доллар выше текущего уровня в 85,5 рубля, что снижает рублевый эквивалент экспортной выручки, продолжил эксперт.

"Если тенденция сохранится, бюджет может недополучить триллионы рублей, увеличивая дефицит, который уже достиг 2,7 триллиона рублей за два месяца — более чем вдвое выше годового плана", – поделился мнением Антонов.

Он отметил, что укрепление рубля снижает конкурентоспособность не только нефтегазового сектора, но и других экспортеров. Это может привести к сокращению объемов несырьевого экспорта, что также сократит налоговые поступления в бюджет.

Сильные стороны укрепления рубля связаны с продолжением борьбы с инфляцией, рассуждает аналитик. Дешевый импорт, снижая стоимость товаров и сырья, сдерживает рост цен. Кроме того, удешевление обслуживания внешнего долга (если он номинирован в валюте) и повышение покупательной способности населения могут поддержать внутренний спрос, заявил Антонов.

"Однако доступ к внешнему финансированию ограничен санкциями, а ФНБ (Фонд национального благосостояния – прим. ред.) не бесконечен. В этой ситуации укрепление рубля, полезное для контроля инфляции, становится фактором бюджетной уязвимости, требуя пересмотра фискальных приоритетов и поиска новых источников доходов, менее зависимых от валютной конъюнктуры", – заключил собеседник "Прайма".

14 марта американская администрация под руководством президента Дональда Трампа усилила санкционное давление на Россию, отказавшись продлевать генеральную лицензию 8L, которая позволяла международные финансовые операции за российские энергоресурсы.

Председатель правительства России Михаил Мишустин, выступая в Госдуме 26 марта, заявил, что ограничения не повлияли на позиции страны в энергетическом секторе. Он подчеркнул, что кабмин продолжает модернизацию отрасли, фокусируясь на импортозамещении и цифровизации процессов.