Тема:

Скончался Алексей Герман 11 лет назад

Не стало Алексея Германа: ушел режиссер, не признававший уступок и компромиссов

В четверг не стало выдающегося режиссера, сценариста, актера и продюсера Алексея Германа. Он ушел на 75-м году жизни после тяжелой болезни. Незаконченной так и осталась последняя работа мастера по мотивам романа братьев Стругацких "Трудно быть богом".

В четверг не стало выдающегося режиссера, сценариста, актера и продюсера Алексея Германа. Он ушел на 75-м году жизни после тяжелой болезни. Незаконченной так и осталась последняя работа мастера по мотивам романа братьев Стругацких "Трудно быть богом".

Это кинематографическое открытие Алексея Германа вошло во все мировые антологии. До этого считалось: артисты не должны смотреть в камеру. У Германа в фильме "Проверки на дорогах" военнопленные на барже все как один смотрят на зрителя. Так советский режиссер впервые поставил вопрос о том, что человек на фронте имеет право быть слабым. И никто не может его судить.

"Проверки на дорогах" — первая самостоятельная работа Германа-режиссера, он начал снимать ее в 1971. Это история о солдате Великой Отечественной, который вступил в ряды РОА, иначе — стал власовцем. Осознал свое предательство, пришел к партизанам и в конце ценой смерти искупил свою вину. Фильм пролежал на полке 15 лет, такого не было в истории кино. Герман не вырезал из картины ни одного кадра. Он жестко стоял на своем, это всегда было его жизненной позицией. Никаких уступок и компромиссов.

"Существует такая штука, которой учат всех молодых режиссеров, что кино — это искусство компромиссов. Нет, я считаю, что человек должен добиться того, что придумал", — говорит Герман.

Он родился в 1938 в семье тогда очень известного, обласканного властью и самим Сталиным, писателя Юрия Германа. Огромная квартира в центре Ленинграда, автомобиль, шофер и домработница – все приметы советского барина. Свою семью Алексей Герман показал в фильме "Хрусталев, машину".

С отцом Алексей невероятно близок, по его романам он снимает и "Проверки на дорогах", и "Мой друг Иван Лапшин". В гостях у родителей бывает Анна Ахматова и Ольга Берггольц, сам Евгений Шварц помогает Алеше делать уроки. Позже ему благоволил сам Венгеров, возглавлявший "Ленфильм". Взял его вторым режиссером в свою картину "Рабочий поселок". Такое окружение, такой тыл в соединении с мощным мужским характером позволили Герману всегда быть последовательным в своем творчестве.

"Алексей Герман прожил жизнь подвижника кинематографа, — считает Народный артист России Николай Бурляев. — Их не так много в нашем киномире, где тысячи режиссеров, но лишь на пальцах двух рук я могу пересчитать тех, кто являются маяками киноискусства".

В 1960-х была мировая мода снимать фильмы на черно-белую пленку, стилизуясь под документально кино. Алексей Герман тоже отказывается от цвета на много десятилетий, но это не формалистический прием. Он создает свою германовскую хронику советской жизни в сталинскую эпоху, в каждом последующем фильме усиливая свои находки.

Еще одно из открытий Германа – уникальная работа со звуком. До него считалось, что звук в кино должен быть чистым. Алексей Герман максимально приблизился к тому, что происходит в жизни. Мы ведь слышим обрывки разговоров, мелодий, звуков. В жизни многое неясно, неопределенно. В темноте теряются контуры фигур, а свет выхватывает случайные предметы. И именно это тонкое состояние Герман передавал как ни один другой режиссер. Жанр его фильмов не определить. "Мой друг Иван Лапшин" — не детектив, не любовная история. Как и все картины Германа — об эпохе, которая передана точно, документально. Он звал в свои фильмы не медийных, как сейчас принято говорить, актеров. Он собирал материал долго и скрупулезно. Такие картины быстро снять невозможно.

Его последнюю ленту страна ждала с нетерпением. Он начал работать над ней 15 лет назад. "Трудно быть богом" по повести Стругацких. Как всегда в случае с Германом, он задумал экранизировать повесть еще в советское время, и последовательно шел к своей цели. Несмотря на тяжелое состояние, он успел ее смонтировать, остались последние штрихи. Она выйдет на экраны уже без мастера.

Алексей Герман будет похоронен 24 февраля на Богословском кладбище Петербурга. После гражданской панихиды на "Ленфильме" пройдет отпевание в соборе на Конюшенной площади. До последних дней режиссер работал, несмотря на болезнь. О том, что его волновало больше всего, и о его творческом наследии рассказал Алексей Герман-младший.

"Последний раз, когда я его видел в сознании, он диктовал письмо в поддержку киностудии "Ленфильм". Студии, где он проработал всю жизнь, и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья. Для меня отец всегда был образцом достоинства, нестяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача. Верил во что-то иное, чем в то, что сейчас стало основным. Картина "Трудно быть богом" фактически завершена. Осталась только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал, уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни. Картина не снималась на государственные деньги. Отец прожил свою жизнь достойно. Не предал своих идеалов. Не продался. Не поменял себя на суету. Верю, что он ушел в лучший мир. Нам будет его очень не хватать", — говорит сын режиссера.

Телеграмму со словами сочувствия коллегам, родным и близким режиссера Алексея Германа-старшего направил президент Владимир Путин.