В Москве выступил легендарный бас-гитарист Стэнли Кларк
Стэнли Кларк любит российскую кухню и поэзию. Пушкиным, говорит, совершенно очарован. "Я читал его в переводе. Жаль, что не знаю русский язык. Меня потрясли не только стихи Пушкина, но и его судьба, история его жизни", – говорит джазмен.
Обладатель "Грэмми", "Эмми", Стэнли Кларк – джазовая легенда: для бас-гитары он сделал то же, что в свое время Луи Армстронг для трубы – из инструментов фоновых, второстепенных вывел в ведущие. И доказал: на низких ладах тоже можно сыграть так зажигательно, что зал будет "заведен", как на рок-концерте.
Кларк не только изменил отношение к бас-гитаре – он изменил ее саму. Изобрел два новых инструмента – пикколо-бас и тенор-бас.
"Я сначала играл на акустическом басе – стандартном, потом перешел на электрогитару. Мы тогда были совсем юными и играли на школьных вечеринках. Для них акустический бас был слишком тихим, а электрогитара – слишком громкой. Так я выбрал бас-гитару", – вспоминает Кларк.
Школа, потом музыкальная академия Пенсильвании, в 1970-м – переезд в Нью-Йорк, где молодого бас-гитариста замечает джазовая знаменитость Чик Кория, вместе они создают группу Return to Forever: в смелом и неистовом смешении рока и джаза родилось новое направление – "фьюжн".
Стэнли Кларк написал музыку к пяти десяткам фильмов, выпустил 30 сольных альбомов и еще столько же вместе с другими артистами. С Полом Маккартни записал несколько композиций. И подарил ему бас-гитару собственной конструкции. Теперь у гитариста – Stanley Clark band, квартет. Вместе с мэтром выступают три молодых музыканта.
"Руслан Сирота – ему всего 27. Очень, очень талантливый клавишник. Он родом с Украины. Хироми Уехара – пианистка из Японии. Я с ней сотрудничаю уже лет пять. А Рональда Брюнера – барабанщика – я знаю с 15 лет. Он тогда пытался стать бойфрендом моей дочери. Я, конечно, сказал: "Нет". Но замечательный барабанщик – и позже я предложил ему сыграть вместе", – говорит Кларк.
В программе концерта столичного Дома музыки – композиции из нового альбома Кларка. Все, как говорит музыкант, с социальным подтекстом: играют о глобальном потеплении и военных конфликтах.
Стэнли Кларк уже несколько раз бывал в Москве. В этот раз приехал не только чтобы выступить, но и чтобы посмотреть новые издания стихов Пушкина. Правда, боится, что не успеет обойти все книжные: надо ехать дальше. Музыканта и его команду уже ждут в Лондоне, Ницце и Стамбуле.