Главные международные новости — операция алжирской армии по спасению иностранных заложников на газовом месторождении и операция Франции в Мали, которую алжирские боевики пытаются остановить, пугая расстрелом пленников. По последней информации, в результате авиаудара алжирских ВВС уничтожены около десятка боевиков, но погибли и заложники. По разным данным, от 6 до 35 человек.
Несколько иностранцев — все еще в плену. Обстановку на севере и западе Африки обсудили и министры иностранных дел ЕС.
Мали о пощаде
Вы открываете ворота ада, так предостерегали французов от интервенции в Мали. Но Пятая Республика все равно решила навести порядок в своей бывшей колонии.
Спустя 6 дней после начала операции в Западной Африке экстремисты ответили захватом заложников.
Боевики совершили нападение на газовый комплекс Ин-Аменес на востоке Алжира вблизи ливийской границы. По информации местных СМИ, в момент атаки на объекте находилось около 400 алжирских военнослужащих. Однако, не они были главной целью террористов.
Месторождение Ин-Аменес совместно эксплуатируют британская ВР и норвежская Statoil. Именно иностранные специалисты стали основной мишенью экстремистов. Информация о пострадавших и количестве заложников самая разная. В эфир телеканала Al Jazeera вышло телефонное обращение, в нем заложники сообщили требование боевиков – вывод французских войск из Мали.
Военная операция в этом западноафриканском государстве получила название "Сервал". Сервал — это хищник семейства кошачьих, обитающий на африканском континенте. Франция вмешалась в неутихающий уже около года конфликт официальных властей Мали и экстремистов.
"Если бы я не принял это решение, было бы слишком поздно: страна была бы захвачена террористами, которые установили бы там свои порядки, смогли бы влиять на соседние государства этого региона. Это решение также законно. Оно принято в рамках международного законодательства и решений Совета Безопасности ООН", — пояснил президент Франции Франсуа Олланд.
Приблизительный план операции. За первые 6 дней военных действий французам уже удалось отодвинуть противника от столицы Бамако. Под контроль вернули несколько городов в центральной части страны, отмечены желтым цветом на карте Мали. Статус еще нескольких населенных пунктов, они отмечены красным, пока не ясен. Сражения здесь продолжаются. А вот продвижение глубже на север дается все труднее. Зеленым цветом отмечены города, подконтрольные повстанцам. Здесь их большинство.
Северные районы страны давно считаются чуть ли не главным рассадником мирового терроризма. Здесь в бескрайних песках Сахары после войны в Афганистане нашли приют радикальные исламисты, в том числе из небезызвестной "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы".
В частности, по некоторым сведениям за действиями боевиков в Алжире стоит полевой командир Мохтар Бельмохтар. Экстремист, известный под прозвищами Одноглазый, Неуловимый и даже Мистер Мальборо, прошел спецподготовку в лагерях "Аль-Каиды" в Афганистане.
В 1993 году он приехал в Алжир, где стал одним из руководителей "Салафитской группы проповеди и джихада". Власти считают, что он стоит за убийством в 2007 году четверых французских туристов в Мавритании и за похищением в Нигере двух французов в январе 2011 года.
Такой "алжирский" ответ на действия французов в Мали был достаточно предсказуем. Влияние различных исламистских организаций значительно сразу в нескольких странах этого региона. Это, прежде всего Мавритания, Алжир и Нигер, а главный, если можно так сказать, рассадник идей джихада расположился как раз в Мали в районе города Кидал. Нельзя не упомянуть и еще одну важную границу – это самопровозглашенное государство туарегов Азавад.
Возможно, именно туарегам суждено сыграть главную роль в противостоянии между официальными властями Мали и исламистами. Отношения по-хорошему у этих воинственных кочевников пустыни не задались ни с теми, ни с другими. Сначала за независимость Азавада они воевали с регулярной армией. Затем делили свои территории с активизировавшимися исламистами.
Исторически племена туарегов расселились сразу в нескольких государствах. В Нигере их около миллиона семисот тысяч, в Мали — почти полтора миллиона, в Алжире — миллион. В Ливии и Буркина-Фасо примерно 500-600 тысяч. Общая численность примерно пять миллионов двести тысяч человек.
Вопрос в том, чью сторону возьмут туареги? Именно эти кочевники, многие из которых прошли военную подготовку в Ливии в войсках Каддафи, являются одной из наиболее боеспособных сил региона.
"Туареги, которые крайне воинственны, умеют и любят воевать. Они хотят со всего этого дела что-то получить. Я не исключаю совсем, что есть какие-то договоренности, может быть даже секретные, между туарегами с одной стороны и исламистами, а также с французским правительством с другой стороны", — предполагает президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
После захвата заложников в Алжире стало окончательно ясно, что в Мали французы вмешались не просто в локальный конфликт: в Африке начинается большая война. А что же партнеры Франции? Они пока молчат. То есть не совсем молчат: и соседи по Евросоюзу и США постоянно заявляют о поддержке. Но не людьми. Техника, логистика, пожалуйста. Но отправлять своих людей в Африку пока никто не спешит.
Французский контингент должен составить 2,5 тысячи военнослужащих, поддерживает военная миссия африканских стран – это примерно 3,5 тысячи человек. Непосредственно армия Мали – это еще 5 тысяч солдат.
И вот неожиданно во всей этой истории обнаружилось российское присутствие. На фотографиях французских солдат в Facebook (запрещена в РФ) — российские грузовые самолеты Ан-124 "Руслан".
"У 224-го летного отряда существует соглашение с министерством обороны Франции об осуществлении перевозок в их интересах. Соглашение подписано еще в 2010 году сроком на 5 лет. "Волга-Днепр" вообще известна как один из ключевых перевозчиков вооружений. Все эти экипажи, естественно, российские", — подтвердил российское участие в транспортировке военных и вооружений в Мали директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Ан-124 или "Руслан" — крупнейший в мире грузовой самолет. Разработан в 1982 году в конструкторском бюро Антонова. Изначально создавался для транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для перевозки личного состава и тяжелой боевой техники. Впрочем, часто выполняет и гражданские задачи.
Первый самолет был выпущен в 1984 году. Всего же за 20 лет было построено 56 машин. В 2004 году производство "Русланов" в России было прекращено. Впрочем, самолет по сей день не имеет себе равных в мире.
Ан-124 способен брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Общий объем грузовой кабины — более тысячи кубических метров. Стоимость — 300 миллионов долларов.
Экипаж самолета – 5-6 человек. Грузоподъемность – 120 тонн. Длина – более 69 метров, размах крыла – более 73 метров, высота – 21 метр 10 сантиметров. Максимальная скорость – 865 километров в час. Дальность полета составляет 15 тысяч 700 километров.
"В первую очередь речь идет о переброске техники, в том числе вертолетов, а также личного состава вооруженных сил прежде всего Франции, которые сегодня активным образом вошли в Мали и пытаются урегулировать ситуацию в этой стране", — отмечает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Впрочем, появление "Русланов" в операции "Сервал" — это, скорее, частный проект. Российское военное ведомство с французской стороной никаких соглашений не заключало.
А вот, например, Украина вероятного участия своих граждан в конфликте не исключает. Президент Украины Виктор Янукович подписал указ о передислокации украинских миротворцев из Либерии в соседний с Мали Кот-Д'Ивуар. В случае, если французская камышовая кошка "Сервал" надолго застрянет в Сахаре, не исключено, что к военной операции подключатся третьи страны.
Тем временем главы МИД 27 стран Евросоюза на экстренной встрече в Брюсселе одобрили отправку в Мали миссии ЕС по реорганизации и обучению личного состава малийской армии. Называются даже примерные даты — вторая половина февраля — начало марта. И сроки – 15 месяцев.
Эксперты прогнозируют, что иностранное вмешательство в Мали, приведет к эскалации конфликта и к его расползанию по соседним государствам.