Во Франции испытание нового лекарства привело к национальной трагедии

Один человек в коме, пятеро в реанимации. Вот так во Франции испытали новое болеутоляющее. Тест проводила частная лаборатория. И самое неприятное, что лекарство приняли довольно много людей.

Один человек в коме, пятеро в реанимации. Вот так во Франции испытали новое болеутоляющее. Тест проводила частная лаборатория. И самое неприятное, что лекарство приняли довольно много людей.

Это офис фармацевтической компании Biotrial в Ренне. Ультрасовременное здание, флаги с фирменными логотипами. Компания — одна из самых известных и крупных во Франции — работает с 1989 года. На её счету тысячи медицинских испытаний, сотни лекарственных препаратов. Безупречная репутация. Устроиться сюда на работу — мечта любого молодого фармацевта. Именно здесь во время клинического тестирования нового обезболивающего произошла трагедия.

Первые симптомы добровольцы, принявшие препарат, почувствовали только через пять дней. На шестой — один из них впал в кому. У него констатировали смерть мозга. Пятеро попали в реанимацию в критическом состоянии.

В Ренн срочно вылетела министр здравоохранения. Прокуратура начала расследование. На экстренной пресс-конференции выяснились новые подробности — лекарство приняли 90 человек.

"Мы уже получили жалобы еще от нескольких пациентов. У четверых неврологические проблемы. У кого-то пока нет симптомов. Мы пытаемся разыскать всех, кто принимал участие в тестировании. Открыта горячая линия," — заявила министр здравоохранения Франции Марисоль Турен.

Министр не стала скрывать — произошло ЧП национального масштаба. Во Франции такого еще не было. Процедура клинического испытания новых лекарств отработана до мелочей и проводится по всему миру.

Так что же пошло не так? На каком этапе была допущена роковая ошибка? Поначалу СМИ сообщали — препарат на основе каннабиса. Однако позже эту информацию опровергли и в лаборатории, и в Минздраве. Да и лекарства на основе конопли во Франции разрешены с 2014 года.

Еще одна популярная версия — передозировка — исключается. На первом этапе тестирования добровольцам дают минимальную дозу. Фармакологи считают, что проблема не в этом. Лекарство могло быть сырым, недоработанным. То есть врачи из Biotrial поторопились.

Впрочем, на данном этапе можно говорить лишь об одном явном нарушении лаборатории — это количество испытуемых. После скандала 2006 года в Великобритании, когда в реанимацию после точно такого же тестирования препарата попали семь человек, в Европе ужесточились нормы отбора добровольцев.

Что же может грозить лаборатории? Огромные штрафы и даже уголовные дела. Если докажут, что врачи знали — лекарство сырое, и всё равно испытали его на людях. Впереди длительный судебный процесс. Расследованием занимаются три независимые комиссии.

Что касается пострадавших добровольцев, в свое время европейские власти испытывали фармацевтику в своих бывших колониях абсолютно бесплатно. Причем жители зачастую воспринимали это как гуманитарную помощь. Ну а если случались эксцессы, о них просто замалчивали. Сейчас же всё решают грамотно составленные контракты. Врачи в один голос повторяют — пациенты знали, на что шли. Договоры предусматривают и летальный исход испытаний. Причем цена вопроса — несколько десятков тысяч долларов.