В Багдаде вновь открылись двери Национального музея Ирака

После почти шестилетнего перерыва Национальный музей Ирака снова открыл свои двери для посетителей. К сожалению, его археологическая коллекция, одна из самых ценных в мире, существенно сократилась. Она была разграблена мародерами после вступления в город войск коалиции.

После почти шестилетнего перерыва Национальный музей Ирака снова открыл свои двери для посетителей. К сожалению, его археологическая коллекция, одна из самых ценных в мире, существенно сократилась. В апреле 2003 года после вступления в Багдад американских войск шедевры искусства Шумера, Вавилона и Ассирии разграбили. Вернуть удалось лишь треть экспонатов.

Национальный музей Ирака, в котором хранится крупнейшее в мире собрание предметов культуры древней Месопотамии, вновь открывает свои двери для посетителей после шести лет реконструкции и восстановления, последовавших за разграблением в дни штурма иракской столицы войсками коалиции апреле 2003 года.

В дни боев иракские войска отстреливались от американцев прямо из двора музея, чем вызвали на себя ответный огонь. Сотрудники и охрана покинули здание, оставив двери хранилищ распахнутыми настежь. Мародеры действовали нагло, в открытую. Средь бела несли они на руках, везли в тачках и багажниках автомобилей реликвии древнейшей цивилизации шумеров. Экраны обошли кадры, на которых сотрудники музея, не в силах остановить грабителей, осыпают проклятиями убегающих мародеров.

Заместитель директора музея Набхаль Амин заявила: "Они разграбили или разбили 170 тысяч древних экспонатов, возраст которых составляет тысячи лет. Это миллиарды долларов. Если бы американцы поставили здесь хотя бы один танк и двух солдат, то ничего этого не случилось бы. Я считаю, что американские войска несут ответственность за то, что произошло в музее". Её услышали слишком поздно. Американское командование выделило пять танков, которые встали на круглосуточную охрану музея, но к тому моменту он уже был, пожалуй, самым разграбленным зданием иракской столицы.

В руины превратились 28 галерей музея, хранилища и архивы. Уникальная коллекция золотых изделий из "Сокровищницы Нимрода" – одной из богатейших находок XX столетия – хранилась в сейфах Центрального банка Ирака. Грабители отправились и туда. Часть из них американские военные успели арестовать, так как у похитителей не хватило сил утащить мешки с 40 миллионами долларов наличными. А древнее золото – исчезло.

Британский Музей отправил в Ирак своих специалистов, которым была хорошо известна ценность похищенного. Еще в XVIII веке мировую славу лондонскому музею составили именно реликвии Древнего Египта, Древней Греции и Ассирии, так или иначе вывезенные в свое время с Востока. Эксперты должны были помочь следователям вернуть ценности.

К тому моменту многие из них уже осели в частных коллекциях, что-то можно встретить на аукционах в Европе и Азии, что-то видели в странах Ближнего Востока и даже в Латинской Америке. Официально числились украденными 15 тысяч экспонатов. Среди них – реликвии мирового масштаба, давно ставшие во всем мире украшением учебников по истории искусства. Поиски возглавил полковник запаса корпуса морской пехоты США Мэтью Богданос. Именно ему ставят в заслугу возвращение легендарной "Белой Леди" или, как ее еще называют, "шумерской Моны Лизы" – белой маски, высеченной мастером из известняка за 3,5 тысячелетия до рождения Христа. Удалось вернуть и знаменитую вазу богини Инанны из Урука того же периода. Сосуд раскололся, но не утратил своей ценности.

Большинство реликвий вернулись из соседних с Ираком стран: почти две с половиной тысячи артефактов обнаружились в Иордании, около 700 предметов пытались вывезти контрабандой через Сирию. За шесть лет вернуть удалось чуть больше половины похищенного. По данным ЮНЕСКО, от трех до семи тысяч предметов по-прежнему числятся бесследно пропавшими.

Администрация США выделила на реставрацию музея 13 миллионов долларов. Можно лишь надеяться, что эта сумма не попала в те 125 миллиардов, которые были расхищены в Ираке за минувшие годы, и музей вновь станет одним из крупнейших собраний древности на Ближнем Востоке.