"Машиностроение": олимпийский газ и уникальный "малыш"

Новую компрессорную станцию ввели в строй на Кубани. А чувашские машиностроители создали уникальную машину. Программа "Машиностроение" от 25 января 2014 года.

Просто добыть природный газ – еще недостаточно. Его нужно доставить потребителю за тысячи километров, туда, где он нужен, как воздух. Для того чтобы обеспечить непрерывную подачу голубого топлива на юг России, необходимы комплексы из десятков умных и надежных машин.

Вторая очередь компрессорной станции "Краснодарская" способна выдавать в газопровод "Джубга-Лазаревское-Сочи" более 23 кубометров природного газа в сутки. Это самый масштабный проект "Газпрома" на юге России.

Раньше уровень газификации Кубани составлял около 70 процентов. Но это в среднем. В Туапсинском районе, например, он не превышал десяти процентов. Новые мощности позволят не только с лихвой обеспечить бесперебойную и безопасную работу всех олимпийских объектов, но и сделают природный газ доступным для жителей поселков, расположенных в горных и труднодоступных районах Краснодарского края.

"Газпром" всей мощью сумел достигнуть таких результатов, поэтому мы радуемся, как дети, тому, что мы решили, наконец-то, проблему газификации Туапсинского района", — говорит Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края.

Пуск компрессорной станции "Краснодарская-2" приурочен к открытию Олимпийских игр. Поэтому и сроки строительства, монтажа, изготовления оборудования – тоже олимпийские: вместе с созданием сложнейшего оборудованием и строительством объекта – всего один год.

"Установка запроектирована и создана с использованием наших российских специалистов, нашего проектного института "Гипрокислород". Этот объект по сути дела является ключевым, стартовым", — пояснил Сергей Сусликов, первый заместитель генерального директора ООО "Газпром трансгаз Краснодар".

Беспрецедентны даже для мировой практики не только сроки строительства. Соблюдены самые жесткие требования заказчика к экологии и сейсмической устойчивости объекта. "Мы уже никуда не вывозя можем на месте сжигать все отходы. Это очень экологичная установка, никаких вредных выбросов в атмосферу нет", — подчеркнул Артур Еналдиев, заместитель генерального директора ЗАО "Газпром инвест Юг".

Станция "Краснодарская" — объект уникальный не только по своим экологическим характеристикам. Проект, инжиниринг, оборудование, монтаж – практически все впервые в истории подобных проектов выполнено российскими предприятиями. Одних только сосудов высокого давления в составе станции тридцать два.

"Вся сталь обечайки, использованное на производстве оборудование, запорная арматура, криогенный установки . Львиную долю мы поставили со своих заводов по этой инновационной технологии", — отметил Вадим Махов, председатель совета директоров группы ОМЗ.

Станция – не просто комплекс насосов, которые перекачивают природный газ. Это самый настоящий завод по очистке и подготовке к транспортировке голубого топлива.

Сначала газ проходит несколько степеней очистки на мембранных установках, которые удаляют ненужные примеси. И только потом продукт попадает в самые сложные машины в составе комплекса по подготовке газа – в гигантские адсорберы.

Внутри пяти гигантских колонн – специальный гранулированный порошок. С таким веществом знаком практически каждый – пакетики с ним вкладывают в обувь или карманы одежды при длительном хранении. Его задача – впитывать влагу. Те же функции выполняет и селикогель в адсорберах.

В составе газа, который поступает в установку, много влаги или, говоря грамотным техническим языком, гидрата. Если его не удалить с помощью адсорберов, это может привести к выпадению углеводородного конденсата в морском участке газопровода. А это – воздушная пробка на пути газа, которую на дне моря пробить нельзя ничем.

Чтобы этого не произошло, газ сушат такие высокопроизводительные машины – адсорберы. Каждый из них весит более 170 тонн. Их изготовили на "Уралхиммаше". На первой очереди станции "Краснодарская" работает шесть итальянских адсорберов. Проект "АДАПТ" позволяет обойтись и пятью такими машинами, но большей производительности.

Для того чтобы станция работала беспрерывно, необходимо все время восстанавливать и сам гель. Он используется непрерывно: пока одна порция работает, другая поступает для просушки в эту гигантскую печь. Здесь, при температуре без малого в триста градусов, селикогель восстанавливается. Все вместе это называется термином "регенерация". Дальше – все по замкнутому кругу в течение 30 лет.

Комплекс машин, которые способны сушить, очищать, перекачивать миллионы тонн природного газа приступил к работе. А значит, в энергии Игр и жизни пяти миллионов жителей Кубани есть часть тепла, выработанного сложными и умными машинами. И, конечно, их создателями: уральскими, подмосковными, питерскими инженерами и рабочими.

***

Представить себе современную стройку или горно-обогатительный комбинат без мощной спецтехники невозможно. Самые популярные машины – грейдеры и бульдозеры. А что если совместить их друг с другом? Такого универсального монстра придумали и создали в Чебоксарах.

Новый бульдозер, по меркам современного тракторостроения, — совсем "малыш". Весит он чуть более 20 тонн. Да и мощность шестилитрового дизеля не поражает воображение: под капотом 187 лошадей.

Несмотря на не самые впечатляющие габариты, бульдозер Т-11 с прямым управляемым из кабины поворотным отвалом – машина уникальная. "Такие машины применяются, когда надо быстро отстроить тот или иной участок дорог с нужным уклоном, с нужными параметрами размеров и географической привязкой", — пояснил Виктор Четвериков, руководитель дивизиона "Четра".

При классической компоновке толкающие брусья, которые передают усилие от трактора к отвалу, располагаются снаружи. На этой машине направляющие установлены между рамой трактора и тележками ходовой части. Отсюда — меньшие размеры и большая маневренность.

Наклонные, расположенные под углом около 15 градусов по отношению к кузову механизмы, делают машину издалека похожей на гигантского кузнечика. Но мощность Т-11, благодаря такой компоновке, увеличивается в разы.

Там, где раньше нужно было пройти участок 2-3 раза, теперь вполне достаточно одного. Это солидный выигрыш по времени, а значит, экономия топлива, моторесурса, занятости оператора.

Точность работы электроники и гидравлики – просто невероятная. На выставке Т-11 краем отвала надколол скорлупку куриного яйца. Но для профессионалов это не просто трюк или фокус, а демонстрация возможностей сверхточной обработки любой поверхности, будь то дорога или стройплощадка. "Эта машина необычна тем, что у нее гидрофицированный поворотный отвал, который работает в четырех плоскостях, восемь степеней свободы, собственно говоря, это вся прелесть машины. Это очень производительный, мощный и аккуратный большой грейдер", — отметил Виктор Четвериков.

Сочетание систем управления, механических узлов, гидравлики и силовой установки рождается здесь, на сборочном конвейере. При создании такого своеобразного ансамбля используются лучшие элементы. Например, надежный американский двигатель. Впрочем, вполне неплохо себя зарекомендовали и отечественные ярославские дизельные моторы той же мощности.

"Машина после проведения контрольной сборки при помощи крана перемещается на стендовые испытания, где заправляется, и проводится весь цикл первоначальных испытаний данной машины. После этого машина уезжает на полигон, на тестирование уже в реальных условиях", — рассказал Виктор Борисов, руководитель главного конвейера.

Такая технология – не конвейер в прямом смысле слова. Машиностроители называют ее "постовой". Ленты транспортера нет, но есть отдельные участки, на каждом из которых происходит комплекс операций.

Такая технология позволяет экономить время и собирать качественные машины. При этом они разные – от малютки Т-9 до гигантских Т-40. Модели разные, а операции – одинаковые.

Внимание к кабине оператора – особое. Поэтому в Чебоксарах есть специальный цех, в котором делают только кабины для всех моделей техники – от бульдозеров и трубоукладчиков до лесных и пожарных машин, которые собирают в Карелии.

Главное требование к кабине – герметичность, поэтому для каждой предусмотрены водные процедуры. Оператор съемочной группы "Вестей" проверил на себе, способна ли кабина выдержать интенсивный ледяной душ.

На Т-11 оператор может, не выходя из кабины, регулировать не только углы поворота и перекоса отвала, но и получать исчерпывающую информацию о состоянии машины. Начиная от сроков прохождения технического обслуживания до рекомендации по работе, например, трансмиссии. Да и автоматические системы смазки и пожаротушения хотя и вряд ли могут кого-то удивить, но надёжность и безопасность работы гарантируют вполне.

Бульдозеры, которые снимали в цехах и на испытаниях, сейчас уже работают на предприятиях "Газпрома" в Новом Уренгое и Надыме. Только в Приполярье чебоксарские машиностроители поставили 11 таких машин. Эксперты уверены: у этого массового российского универсала большое будущее.