Ситуация с газовыми долгами Украины не может продолжаться бесконечно, заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер. Он напомнил, что нынешние контракты на поставку газа были подписаны еще в январе 2009 года. О том, чего "Газпром" ждет от украинских партнеров, в интервью "Вестям в субботу" рассказал официальный представитель концерна Сергей Куприянов.
- Вам не жалко украинцев, вы их так прижали-то сейчас?
- Почему "прижали"? На самом деле тот контракт, который сейчас действует, и цена, которая объявлена, подписаны в 2009 году и действовали все это время. При этом "Нафтогаз" Украины исполнял этот контракт с точки зрения международной и торговой практики. Это значит, что он признавал его.
- То есть все, что изменилось, — это исчезла скидка за базирование российского Черноморского флота в Крыму, которая предусматривалась Харьковскими соглашениями?
- Исчезло две скидки. Одна связана с так называемыми харьковскими соглашениями, когда российское правительство снизило таможенную пошлину на поставки газа на Украину в счет оплаты за аренду порта Севастополь для размещения Черноморского флота, причем размещения, начиная с 2017 года, то есть намного лет авансом. Другая скидка, которая была предоставлена в конце 2013 года, была связана с искренним желанием Украины что-то поменять в наших взаимоотношениях. Но, к сожалению, этого не произошло. Поэтому и здесь мы тоже не можем оставаться в тех же условиях.
- Тогда сразу две детали. Есть информация, что украинские власть имущие хотят попросить у России два миллиарда долларов в кредит, чтобы расплатиться с "Газпромом". "Газпром" со своей стороны будет рекомендовать Минфину дать эти два миллиарда долларов?
- Задача, которая перед нами стоит, очень простая. Нам нужно привести наши взаимоотношения с "Нафтогазом" в какое-то нормальное русло. Какие будут механизмы, — это уже другой вопрос. Но самое главное, чтобы не усугублялись те проблемы, которые есть сейчас. А они усугубляются.
- Как раз одним из таких усугублений является заявление кандидата в президенты Украины Порошенко о том, что кабинету министров Украины хорошо бы подать в Стокгольмский арбитраж по вопросу о договоре 2009 года, который не ставится под сомнение. Как вы на это реагируете?
- Министр энергетики Украины господин Продан являлся непосредственным участником переговоров 2009 года. Те соглашения, которые были тогда подписаны, ему прекрасно известны.
- Это те, что были при Тимошенко?
- Да. Если что-то нужно было менять в этом договоре, то это нужно было делать раньше, потому что уже практически пять лет мы работаем по этому договору. И бывали времена, когда Украина платила исправно.
- В 2009 году ведь и Яценюк был депутатом Рады, кстати, от блока Тимошенко.
- Конечно.
- И много других игроков.
- Все те же люди, которых мы видим на сцене сейчас, действовали и тогда.
- То есть их призыв о пересмотре, он сугубо политический? Они в свое время за это голосовали.
- Да.
- То, что в одесской бухте открыто газовое месторождение, которое больше, чем вся Россия вместе взятая, оказалось первоапрельской шуткой. Но не первоапрельской шуткой являются копеечные теоретические затраты Словакии — 20 миллионов долларов. Это ерунда по газовым меркам. Эти деньги требовалось бы вложить, чтобы российский газ, закачанный в Словакию, с обратной стороны закачивать на Украину, чего очень хотели украинцы. Но словаки почему-то этого не делают. Почему?
- Как хорошо известно, на границе Украины и Словакии нет газовых месторождений. У нас со Словакией совершенно четкий контракт на транспортировку российского газа, который поступает с территории Украины до определенных в контракте пунктов сдачи. Именно этим регулируются наши с ними взаимоотношения.
- Разное говорят о том, что президент США Обама на закрытых переговорах обсуждал с европейскими партнерами, с Саудовской Аравией. В частности, звучит тема, что американцы уговаривают саудитов резко повысить производство нефти, чтобы ее стало больше на рынке и цена снизилась. Это косвенно ударило бы по России. И американцы готовы в обозримом будущем свой сланцевый газ, которого они действительно добывают все больше и больше, использовать не только в Северной Америке, но и пустить на экспорт в Европу, тем самым заменив российский, который поставляет "Газпром". В этой конструкции, если всему этому верить, больше внешнеполитической пропаганды или здесь есть бизнес-риски, которые "Газпром" уже рассматривает для себя?
- Что касается "нефтяного заговора", я это оставлю это без комментариев. Пусть политологи комментируют. А то, что касается поставок сжиженного природного газа из США в Европу, о чем было объявлено, даже названы объемы, сопоставимые с объемом поставок "Газпрома", здесь есть целый ряд важных моментов, на которые нужно обратить внимание для трезвой оценки этой ситуации. Во-первых, где эти свободные объемы газа в США, которые можно было бы куда-то направить? Во-вторых, чтобы такие объемы газа доставить до европейского рынка, нужен огромный танкерный флот, которого не только нет в наличии, но и нет мощностей по его строительству, которые могли бы обеспечить его создание в сколь бы то ни было обозримые сроки. Наконец, какая будет цена? Сейчас уже начинают задавать именно этот вопрос американцам. Они старательно уходят от него, говорят, что цена, конечно, не будет низкой, но это же альтернативные поставки. Поэтому здесь больше вопросов, чем ответов. Скорее всего, эти заявления делаются для подкрепления некой европейской переговорной позиции с нами, но вряд ли могут повлиять на нашу позицию.
- Чего вы хотите от украинцев?
- Спокойствия, чтобы они платили за газ и транспортировали наши объемы в Европу.