В конце года мы по традиции вспоминаем тех, кого мы потеряли, людей, которые оставили след в истории и культуре России, тех, кого сохранят наши сердца.
Виктор Тихонов. С его именем связана целая эпоха наших спортивных побед. Блистательный хоккейный полководец, которым он оставался долгие десятилетия. Создатель непобедимой "Красной машины", команды побед. К ним Тихонов приводил сборную Советского Союза и на чемпионатах мира, и на олимпиадах, став творцом русской ледовой легенды.
Василий Петров. По бесчисленным наградам его можно изучать биографию. Человек-эпоха. Путь героя — от рядового кавалериста до главкома сухопутных войск. Защищал Севастополь. Форсировал Днепр. Освобождал Румынию. Всю жизнь служил стране, оставляя личные планы до лучших времен. Мечтал стать школьным учителем, но, став защитником страны, маршалом Советского Союза, возможность эту подарил тысячам других.
Нина Тимофеева. Балерина, отменившая рамки амплуа, готовая к полному сценическому преображению. Для своих спектаклей Нину Тимофееву выбирали все современные хореографы. Она была примой Большого театра, танцевала на его сцене больше тридцати лет. Уникальные природные данные. Смелые технические эксперименты. Мощный актерский дар.
Валерий Кубасов. Его космос уже не был предчувствием — был открытием. А Кубасов — его открывателем. Первый групповой полет трех космических кораблей. Первый эксперимент по сварке в космосе. И первая в истории стыковка на орбите кораблей разных стран — "Союз-19" и "Аполлон". В то время это было фантастично и нереально, но именно он претворил это в жизнь.
Юрий Израэль. Он мыслил быстрее радиации. Нобелевский лауреат, академик высокой советской научной школы, человек, в самом прямом смысле слова спасший Киев после аварии на Чернобыльской станции, рассчитав движение радиации. А в мировой науке он создал целое направление — мониторинг окружающей среды. Одним из первых на планете начал глобальные исследования природных и климатических изменений.
Анатолий Кузнецов. Товарищ Сухов не роль, а былинный образ. Архетип непобедимого, находчивого русского героя, что в одиночку за счастье всех людей Земли. Гениальное озарение Анатолия Кузнецова принадлежит не миру кино, оно — из духовного народного истока. Почти полвека "Белое солнце пустыни" — в зените всенародной любви. И вовсе не красноармеец — очарованный странник, уходящий через барханы к тайнам бытия, вечной русской мечте.
Юрий Любимов. Это была одна из самых потрясающих и счастливых жизней в истории мировой культуры. Ни одному из театральных режиссеров прежде не удавалось сыграть столь огромную роль в истории театра своей страны и быть столь значимым в ее общественно политической жизни. Юрий Любимов воплощал собой физическую связь времен и эпох. Не соглашаясь с ролью диковинного долгожителя и умиротворенного наставника, он остро чувствовал современность, до конца оставаясь ее ярчайшим выразителем.
Ольга Воронец. Однажды три баяниста убедили ее навсегда бросить эстрадные песни и петь только народные. Так родилась Ольга Воронец, которую мы все знаем. В середине 50-х во Франции она исполнила "Калинку". Ольга Калинка — так называли ее восхищенные французы. А потом была уже всесоюзная слава. "Зачем вы, девушки, красивых любите", "Гляжу в озера синие"... Неповторимая манера исполнения, навсегда покорившая наши сердца.
Федор Бурлацкий. Без яркого интеллектуала Бурлацкого была бы невозможна сегодняшняя Россия. Особый тип мыслителя-шестидесятника. Готовил речи большим чиновникам, составлял государственные проекты. В идеологически непререкаемые годы одним из первых задумался над тем, как нам обустроить коммунизм. В служебных записках Хрущеву, Брежневу, Андропову указывал на необходимость скорейших перемен. До всех реформ и реформаторов Бурлацкий первым выдвинул идею общенародного государства.
Сергей Непобедимый. Последний из плеяды великих советских конструкторов. В его фамилии зашифрована величайшая миссия. Непобедимый — создатель 28 ракетных комплексов различного назначения. Многим и сегодня нет равных. Большинство — до сих пор на вооружении. Главное достижение ракетной эры Непобедимого — мирное небо над нашей головой.
Татьяна Самойлова. Огромный зал Каннского кинофестиваля рукоплескал ей, стоя. Фильм "Летят журавли" получил единственную и сегодня в нашей истории Золотую пальмовую ветвь, а ее главная звезда была отмечена особым призом жюри. В тот день ее узнала вся планета. Татьяна Самойлова обладала особой актерской искренностью, которая покоряла раз и навсегда.
Ксения Маринина. За сорок лет в эфире придуманная и отточенная ей до совершенства передача "Кинопанорама" превратилась в тележурнал с высокой целью — воспитать вкус к хорошему кино. Так однажды решила Ксения Маринина. Она любила ведущих, гостей, обожала артистов и приучила нас к ощущению того, что слушать о кино не менее интересно, чем его смотреть.
Федор Черенков. Главным любимцем болельщиков он был не из-за добытых наград или забитых голов, а из-за ощущения праздника, что дарила его игра. Черенков — ярчайшая фигура "Спартака" — команды, в составе которой он провел более полутысячи матчей и забил 121 гол, команды, стиль которой — импровизации, красоты, игры от души — олицетворял ярче остальных.
Святослав Бэлза. Без него и сейчас трудно представить не только телевидение, но и концертные залы, музыкальные фестивали. Разнообразие и масштаб его дарований казались удивительными. Великий просветитель, литературовед, музыкальный обозреватель и эрудит, он всегда оставался аристократом духа, умевшим убеждать профессионалов и быть понятым простыми слушателями.
Александр Флярковский. Музыка была дорогой к его храму. Он жил в ее мире. И мир этот дарил каждому из нас. Александр Флярковский написал триста песен. Среди самых известных — "Когда уйдем со школьного двора", "Звездочет", "Кораблик". А была еще музыка к кинофильмам, которые мы пересматриваем и сегодня.
Анатолий Корнуков. Главкомом ВВС он стал в самый тяжелый для страны период. Перед ним стояла задача защитить специалистов, не утратить боеготовность Вооруженных сил. Под его руководством проходило объединение войск ПВО и ВВС России. И военный летчик Анатолий Корнуков со всеми задачами справился, сохранив боевые крылья Родины.
Павел Рыженко. Потрясающий исторический живописец. Мастер классического русского реализма. В красочных полотнах Павла Рыженко — русские герои, нравственные православные идеалы, дух нашего народа. Он и сам был таким — мечтатель, заставлявший нас задуматься о главных вопросах бытия.
Анатолий Березовой. Представитель легендарного поколения летчиков-космонавтов. В 1982-м он совершил полет на орбитальную станцию "Салют-7", в то время установив рекорд космического полета — 211 суток. Совершил выход в открытый космос. Поистине героическая биография Анатолия Березового — в числе примеров, жизненно необходимых стране, ее будущим поколениям.
Георгий Мартынюк. Поколениям зрителей он запомнился по своей знаменитой роли Пал Палыча Знаменского из сериала "Следствие ведут знатоки". Но талант Георгия Мартынюка был шире любых амплуа. А еще талант его был в особой искренности. Роли он проживал, создавая вечные человеческие образы.
Войцех Ярузельский. Жизненный путь Ярузельского был столь же сложным, как и судьба его страны. Президент, премьер, генерал, лидер партии — это все о нем. Ярузельский — в "десятке" самых выдающихся политиков ХХ века. Человек и солдат особой эпохи, отмеченной драмами, надеждами, поисками смыслов. В самое сложное время он принял на себя груз ответственности за страну и выбрал меньшее из зол.
Эдуард Шеварднадзе. Он прожил три жизни: советского министра, творца нового мышления и лидера независимой Грузии. Человек-глыба, патриарх политики, с юмором и мудростью умевший принимать сложнейшие решения. Немногие знают, что Шеварнадзе до конца боролся за сохранение союзного государства. Оценки другим его решениям расставит время, но его исторических заслуг не забудут ни в Грузии, ни за ее пределами.
Митрополит Владимир (Сабодан). Он был выдающимся иерархом Русской Православной Церкви. Фигура митрополита Владимира долгие годы объединяла Украину. Никто не знает, какой силы достигли бы сегодня процессы государственного распада, если бы долгих 20 лет владыка не цементировал многомиллионную паству своим безусловным церковным авторитетом и тихим молитвенным словом. В том, что случилось с Украиной позднее, уже не было его вины.
Олег Ивановский. Один из советских научных титанов, менявших мышление и саму жизнь. Олег Ивановский разрабатывал луноходы, станции, что доставляли на Землю образцы лунного грунта, искусственные спутники и астрофизические обсерватории. Это он сконструировал космический корабль "Восток". Человек поиска и неустанного прорыва.
Вячеслав Тихомиров. О таких говорят: "человек с прямой спиной". Генерал Тихомиров оставался им и в Приднестровье, где был заместителем командующего легендарной 14 армией, и во время многочисленных командировок на Северный Кавказ, и когда был назначен главнокомандующим Внутренними войсками МВД. Свою офицерскую честь, не уронив и не запятнав, он пронес через всю жизнь.
Николай Романов. Объединение членов Дома Романовых он возглавил в далеком 1989-м. Меценат, писатель, историк, он способствовал восстановлению канонического единства Русской Православной Церкви, помогал больницам и детским садикам в нашей стране. "Из Романовых, — повторял он, — никому прежде не доводилось дожить до моих лет". Он успел увидеть празднования 400-летия своей династии, столь сильно повлиявшей на историю России. "Будут только три великие державы: Индия, Китай и Россия", — был уверен Николай Романов.
Кристоф де Маржери. Всегда спокойный, сохранявший самостоятельность в суждениях. Кристоф де Маржери называл абсурдными санкции против нашей страны и настаивал на продолжении инвестиций. После скандала с "Мистралями" заявил президенту Франции: так с партнерами дела не ведут. Он был не просто партнером и союзником — он был другом нашей страны.
Донатас Банионис. Он прошел сквозь всю историю советского кинематографа второй половины ХХ века, до самых последних дней жизни оставаясь любимым всеми и в Литве, и в России. В последние постсоветские десятилетия Донатас Банионис выступал живым воплощением связи между Россией и прибалтийскими странами. Обаятельный. Интеллигентный. Бесконечный гуманист.
Геннадий Полока. Он называл себя "заложником истории". У него были совершенно особенные отношения со временем. Вечное русское неуспокоенное искательство. "Люди ищут ответа на свои сомнения в прошлом", — говорил Полока. Оттуда, из поисков, появятся "Республика ШКИД", "Интервенция" и еще много других его лент. Он сокрушался, что из кинотеатров ушли интеллигенты, и всю жизнь снимал так, чтобы им было ради чего вернуться.
Андрей Стенин. Фотокорреспондента Стенина убили под городом Снежным в Донецкой области при исполнении профессионального долга. За его плечами к тому времени были Египет, Сирия, Ливия. В свои 33 он словно форсировал жизнь, набирал большими глотками, вдыхал объективом — необъятную, жестокую, иногда жизнь вопреки. Она такой и застыла на его снимках.
Игорь Корнелюк. Бывает, когда страшной ценой за правду становится жизнь. Бывает, когда ты — на линии огня, один на один с войной и болью. Наш коллега. Наш друг Игорь Корнелюк выполнял свой профессиональный долг. Долг журналиста. На передовой, с которой он не вернулся. Но так только кажется. Его посмертная жизнь — в его семье. А еще в том, что он рассказал в эфире о войне. И тем самым — мы это знаем — он внес свой вклад в будущий мир, который однажды обязательно наступит.
Антон Волошин. Звукооператор, человек, который всегда остается за кадром. Но без него и таких, как он, не было бы репортажей в эфире, зрители не узнали бы о том, что на самом деле творится на востоке Украины. Добрый, отзывчивый, жизнерадостный, всеобщий любимец. Он один так умел улыбаться! Антону Волошину было всего 26.
Анатолий Клян. Дядя Толя. Прославленный оператор Первого канала. Он объездил весь мир, работал в горячих точках: Югославии, Ираке, Сирии. Это его глазами мы видели трагедии людей и драмы целых государств. Украина. Его последняя командировка. В тот страшный вечер он снимал до последнего, пока оставались силы.
Игорь Корнелюк, Антон Волошин, Андрей Стенин, Анатолий Клян — журналисты, наши друзья. Они погибли за право всем нам рассказать правду о братоубийственной войне на Украине. Погибли, до конца выполнив свой профессиональный долг. Мы будем помнить о них всегда.