Программа "Энергетика": обещания залить мир нефтью – это лишь спекуляции

Как быстро Иран сможет нарастить добычу нефти, когда Арктика станет основным регионом добычи углеводородов, насколько мощной будет Гоцатлинская гидроэлектростанция и что за суперпрочные батареи из дерева придумали ученые, в программе "Энергетика".

Иранский вопрос

Совет безопасности ООН на этой неделе принял резолюцию, которая ставит под международный контроль ядерную программу Ирана. На рассмотрение проект был внесен почти через 20 месяцев переговоров. 14 июля в Вене соглашение между Ираном и "шестеркой" международных переговорщиков было, наконец, подписано.

"Сегодня исторический день. Для нас большая честь сообщить, что мы достигли соглашения по иранской ядерной программе. Мужество, политическая воля и взаимоуважение позволили нам совершить то, на что надеялся весь мир: мы доказали свою приверженность миру и подали друг другу руки, чтобы вместе сделать нашу планету безопаснее", — рассказал министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф.

Финальная стадия переговоров о выходе Тегерана из-под санкций уже больше месяца оказывает очень серьезное давление на нефтяные котировки. И это еще до того, как Иран увеличил свои производственные мощности с нынешних 2,87 миллиона баррелей в сутки до предсанкционного показателя в 4,2 миллиона баррелей. Сможет ли Иран быстро нарастить добычу и как это скажется на энергетической безопасности России и мира?

Цена нефти сорта Brent уже поползла вниз: с 65 долларов за баррель до 49. Как говорят аналитики, рынок отыгрывает ожидания дополнительного притока жидких углеводородов из Ирана. Но еще ниже, в ближайшей перспективе, стоимость бочки опускаться не будет.

"Новость отыграна и вряд ли это повлияет в ближайшие полгода на цены — выход Ирана. Вряд ли Иран за полгода выбросит что-то существенное на рынок. За эти же полгода потребление нефти мировым рынком вырастет на те же 500 тысяч барреля в сутки, может больше. То есть весь прирост, который может дать Иран в течение года, полностью будет поглощен ростом мирового потребления", — заявил управляющий директор VYGON Consulting Григорий Выгон.

Как не один раз заявляли иранские лидеры, Тегеран собирается серьезно нарастить добычу — до 5,8 миллиона баррелей в сутки. Но это в будущем, пока рост может составить не более полумиллиона баррелей.

"Иран будет экспортировать 500 тысяч баррелей нефти, когда снимут санкции. 500 тысяч баррелей нефти – это не очень большой объем для того, чтобы изменить рынок, чтобы поднять или снизить", — отметил иранский посол в России Мехди Санаи.

Впрочем, даже небольшой прирост будет зависеть от инвестклимата для иностранных компаний. До недавнего времени условия были невыгодными, потому как объемы понесенных капитальных затрат компании пересматривать не могли.

"Специфика нефтяной добычи заключается в том, что капекс всегда увеличивается по сравнению с планом. Сейчас Иран рассматривает возможность пересмотра этих контрактов с одной стороны, с другой стороны, введение новых условий — аналог соглашения о разделе продукции, которые будут более выгодными для инвесторов. То есть если Иран изменит свое законодательное отношение к иностранным нефтяным компаниям, то более привлекательные условия будут способствовать тому, что значительный объем инвестиций может пойти в иранскую нефтяную отрасль", — добавил Григорий Выгон.

А также в газовый комплекс, вопрос опять же в технологиях и инвестициях. По официальным данным, Иран занимает второе после России место по запасам природного газа. В планах – строительство СПГ терминалов, добыча на месторождении Южный Парс. Поставки на экспорт могли бы даже возродить некоторые проекты "Южного коридора".

"Иран, безусловно, выйдет на газовый рынок Европы и потеснит там Россию. Объемы поставок газа из Ирана, судя по тому, что может быть восстановлен проект Nabucco, составят около 40 миллиардов кубометров газа в год", — сказал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

"Наличие нефти и газа — это еще не возможность ими торговать. Рынок очень консервативен: те, кто закупает нефть и газ, не играют в игры, им нужны гарантированные поставки, поэтому они ориентируются на тех, кто поставляет, и Ирану в некотором смысле придется снова выходить на рынок", — отметил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Назвать конкурентом иранский газ российскому нельзя. Дело, в первую очередь, в высокой цене и это без учета инвестиций в будущее строительство добычных мощностей. А они могут быть весьма серьезные – в целом по нефтегазовой отрасли более 100 миллиардов долларов. Но стоит ли их вкладывать?

"Иран – 4-я страна по запасам. Порядка 158 миллиардов баррелей доказаны. На самом деле, в странах ОПЕК запасы не могут считаться доказанными, потому что запасы контролируются только национальными нефтяными компаниями. Дважды Иран повышал запасы в 2002 и 2010 годах, то есть было 92,130 и сейчас 158, но, что реально стоит за этими цифрами, сложно сказать. Именно такая неопределенность по качеству запасов, по стоимости разработки этих месторождений и вносит неопределенность в то, сколько Иран может добывать", — отметил Григорий Выгон.

Пока запасы не доказаны иностранными геологами, уверяют аналитики, любое обещание залить мир нефтью – лишь спекуляции на тему. Максимальный подтвержденный потенциал Ирана – 4,2 миллиона баррелей в сутки. Именно такой была добыча в досанкционный период.

***

Разработки ВПК для Арктики

К 2030 году основным регионом добычи углеводородов станет Арктика. Как сказано в недавно опубликованном докладе Всемирного нефтяного совета, через 15 лет объем российской добычи на шельфе с 600 тысяч баррелей в сутки увеличится до 2,2 миллиона.

Для работы в самых суровых в мире климатических условиях, необходимо особое оборудование. Например, инновационные светодиодные светильники. Предприятие, которое запустило экспериментальную линию, принадлежит Спецстрою, и соответственно продукция цеха предназначена, в первую очередь, для военных объектов.

В небольшом цехе, размером всего пару сотен квадратных метров, на шести рабочих позициях создают уникальную продукцию. В ближайшие дни она отправится в самые суровые уголки страны — в Арктику. Раньше там использовались иностранные аналоги, но с температурной "аномалией" они справлялись с трудом.

"Мы взяли, посмотрели комплектующие, из которых состоят светильники, которые приобретались ранее и, соответственно, разработав необходимое решение, мы стали производить и закладывать в проекты именно то, что мы можем сами производить", — сказал врио начальника предприятия Олег Сиразетдинов.

В результате за короткие сроки были разработаны первые модели сначала офисных, а затем и уличных светильников. Все они рассчитаны на особые, экстремальные условия работы за Полярным кругом. Сегодня цех выпускает уже 9 наименований продукции, а в планах расширить ассортимент до 15 позиций. Технологии 100 процентов отечественные.

"Данный вид светильников может использоваться до 60C. Преимущества – большой срок годности, порядка 100 тысяч часов – это приблизительно 11 лет. По сравнению с другими источниками, это в 5 раз больше", — рассказал заместитель начальника предприятия Владимир Ходневич.

Сегодня экспериментальный цех способен выпускать до 50 тысяч светильников в месяц. Ближайшие три месяца, по планам Спецстроя, должны уйти на отработку новой технологии. Затем, помимо применения продукции на собственных объектах, в первую очередь военных, ведомство собирается выходить на широкий рынок.

***

Гоцатлинская гидроэлектростанция

В Дагестане в ближайшее время начнет работу Гоцатлинская гидроэлектростанция. Четвертая по мощности в регионе, 100 МВт, ее среднегодовая выработка составит 350 миллионов кВт часов. Как идет подготовка к открытию объекту, который был задуман еще в Советские годы Алексея Калякина.

Подготовительные работы по строительству Гоцатлинской ГЭС здесь начались еще в 90-е годы. Однако вскоре были заморожены. Возводить станцию продолжили лишь в 2007 году. 18 апреля этого года водохранилище, наконец, заполнили и сейчас станция готовится к пуску. Здесь уже завершились испытания.

Гоцатлинскую ГЭС возвели по самым современным технологиям. Одна из ее уникальных особенностей заключается в том, что, когда отметка уровня воды в водохранилище превышает норму, сброс происходит автоматически. Эту технологию в России применяют впервые.

"Это действительно редкое гидротехническое сооружение. Особенно для нашей страны. Это удешевляет конструкцию. Если вы посмотрите на водоприемник, то там стоит котловой кран, затворки, и так далее. Здесь этого нет. Если его делать по-другому, то здесь тоже должны стоять затворки и так далее. А это все влияет на составляющую в деньгах", — сказал главный инженер проекта Гоцатлинская ГЭС Олег Давыдкин.

Тем не менее, появление новой ГЭС в Дагестане энергетикам обошлось почти в 13 с половиной миллиардов рублей. В состав гидростанции входят грунтовая плотина (69 метров высотой и длиной по гребню 157 метров), туннельный водосброс длинною 491 метр, водоприемник, береговое здание, где находится машинный зал с двумя гидроагрегатами. Строители признаются – возводить такую станцию в горной местности было непросто. Работы велись в узком ущелье, сюда было очень сложно доставлять строительные материалы.

"При разработке проектов гидроэлектростанций мы постоянно учитываем необходимость минимального экологического ущерба. Поэтому, как вы видите, водохранилище здесь очень компактное. Оно узкое. И дальше еще уже. То есть объем затопления земель здесь минимальный", — рассказал главный инженер ОАО "Ленгидропроект" Борис Юркевич.

Гоцатлинская ГЭС станет четвертой по мощности электростанцией Дагестана – 100 мегаватт. Как считают специалисты, запуск ГЭС позволит существенно сократить дефицит электроэнергии в энергосистеме Дагестана.

"Безусловно, выработка и мощность Гоцатлинской ГЭС на все 100 процентов востребована. Это экономика не только республики Дагестан, но и вообще Российской Федерации и регионов России", — заявил директор дагестанского филиала "РусГидро" Тимур Гамзатов.

Гоцатлинскую ГЭС введут в эксплуатацию в самое ближайшее время. После открытия ГЭС предоставит региону новые рабочие места, а также увеличит поступление налогов в бюджет республики.

***

Об энергетике будущего…

Ученые научились делать суперлегкие и суперпрочные батареи из дерева.

Используя целлюлозное нановолокно из целлюлозных волокон, они разработали мягкий материал, который может выдержать интенсивное внешнее воздействие и одновременно проводить электрический ток. "Ткань" получила название целлюлозный нанофибрилл. Изготавливают его так: сначала древесное волокно разрушают — это делает его примерно в миллион раз тоньше. Затем растворяют, потом замораживают и после производят холодную сушку. В результате всех этих сложных действий получается материал, который внешне напоминает пену обычного матраса. По своей структуре он немного легче и пористей, как аэрогель. Когда всю поверхность аэрогеля изнутри покрывают специальной краской, материал приобретает новые свойства – может проводить электрический ток. Интересно, что один кубический дециметр этого "электрического" геля после обработки имеет рабочую поверхность, площадь которой составляет больше половины футбольного поля. По словам создателей, главное преимущество древесного аэрогеля — его форма. Новый материал может легко заполнить трехмерные конструкции. Это позволяет использовать максимальное количество электроники в минимальном объеме.

Само собой, аэрогель легко гнется, то есть форма зарядного устройство может быть любой.