"Золотой телец": после фильма Мамонтова чиновников проверит Генпрокуратура и СК

Парламентская фракция "Единая Россия" просит Генпрокуратуру и Следственный комитет проверить, каким образом взаимодействуют власть и бизнес в некоторых российских регионах. Поводом стал документальный фильм-расследование "Золотой Телец" Аркадия Мамонтова.

Парламентская фракция "Единая Россия" просит Генпрокуратуру и Следственный комитет проверить, каким образом взаимодействуют власть и бизнес в некоторых российских регионах. Проще говоря, парламентарии заподозрили ряд региональных чиновников в коррупции. Инициатором проверки выступил депутат Александр Хинштейн. А поводом стал документальный фильм-расследование "Золотой Телец" Аркадия Мамонтова, который вышел в эфир телеканала "Россия" третьего ноября.

Пересказывать фильм, конечно, нет смысла. Но, если коротко. В Иркутской, Новосибирской, Нижегородской и некоторых других областях предприниматели и политики, по сути, срослись в единое целое. Один — крупный застройщик. Другой — скупает "мертвые души". Третий переоформляет свою фирму на тещу — чтобы было проще передавать самому себе бюджетные заказы. И это при том, что борьба с коррупцией идет полным ходом.

На следующий же день после премьеры "Золотого Тельца", то есть, уже четвертого ноября, президент подписал новый закон. Теперь депутатов всех уровней и муниципальных чиновников разжалуют, если у них нет деклараций о доходах. Что касается фильма Аркадия Мамонтова, то в нем звучат конкретные имена. "Для нас не имеет никакого значения партийная, политическая принадлежность того или иного чиновника или депутата: перед законом должны быть равны все", — говорит Александр Хинштейн, заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции.

Три главных антигероя Золотого тельца. Вот они – Александр Битаров, новый глава правительства Иркутской области. В фильме Аркадия Мамонтова подробно – о том, как его строительная компания обманывает клиентов и как строит высотки в природоохранной зоне Ангары. Андрей Шимкив, вводя жителей Новосибирских деревень в заблуждение, переписывал их имущество на себя. В том числе, и имущество уже умерших. Олег Сорокин – бывший мэр Новгорода. За время его правления, компания жены Сорокина получила контроль над двумя процентами территории города. Жена бывшего градоначальника – одна из богатейших женщин России с доходом под два миллиарда в год.

Этот фильм-расследование Аркадия Мамонтова сегодня был одной из главных тем обсуждения в Госдуме. "Да, конечно, такая ситуация имеет место не только в Новосибирске, Иркутске или Нижнем Новгороде. Очень много региональных муниципальных чиновников продолжают путать свою шерсть с государственной. Они искренне считают, что принимаемые нами законы – не про них. Мириться с таким положением мы не можем и не должны. Коллеги, нас абсолютно не интересует политическая или партийная принадлежность в этом вопросе. Перед законом все равны", — отмечает Хинштейн.

"Власть дает доступ к государственным деньгам. А в кризисные времена бюджет — это единственное место, где еще остались деньги. И богачам их обязательно надо взять", — говорит в своем фильме Аркадий Мамонтов. Звучат в нем и голоса обманутых людей. "Невозможно победить. Так все коррумпировано. Никто не реагирует", — сетует Анна Дергунова. "Все разорил. Все совхозы и все на свете. И нас в том числе", — вторит ей Клавдия Клившина. "А что, думаете, не накипело? Мы полтора года ходили по этим судам. Приятно было слушать? Все было, как запланировано. Я не верю в этот арбитражный суд. Ну, не верю", — это голос еще одного жителя региона. "Мы видим какую-то борьбу между несколькими кланами за сжимающийся кусочек бюджетного пирога, которая приведет к тому, что регион обанкротится", — говорит другой.

В Нижегородскую, Иркутскую и Новосибирскую область уже вскоре должны отправиться проверки, говорят депутаты. Деятельность местных чиновников и депутатов проанализируют в Генпрокуратуре и Следственном Комитете. Результаты их работы – подчеркивают в Думе – должны быть максимально публичны. "Там есть основания проводить проверку на предмет наличия признаков злоупотребления должностным положением и, возможно, мошенничества, — уверена депутат Госдумы Ирина Яровая. — Это серьезные материалы. И серьезное публичное обвинение. И вопросы, которые требуют не просто ответов, а проверки уполномоченных органов. И ответов, которые должны прозвучать перед всем обществом".

Герои фильма могут пройти и еще по одной статье – угроза физической расправы. Аркадий Мамонтов заявляет – в его адрес такие угрозы звучали. Как и предложения взяток за то, чтобы фильм не вышел в эфир. Все это – тяжкие и особо тяжкие преступления. "Вы знаете, угрозы были такие. Я уже демонстрировал письмо. "Как здоровье? Вы еще живы?" Или приезжали делегаты от мафии. Которые говорили: "Ну, как здоровье? Не боитесь?" – рассказывает Мамонтов.

"Тем более возмутительная информация относительно того, что в отношении Мамонтова сегодня звучат угрозы. Если такие факты подтвердятся, а мы данные запросы отправим в Генеральную прокуратуру и СК, то в УК есть статья "за воспрепятствование деятельности журналиста". А если это сопряжено с угрозами, то это квалифицированный состав преступления, за который предусмотрена серьезная ответственность", — говорит Яровая.

Борьба с коррупцией, похоже, набирает обороты. И дело не только в самых ярких случаях. Напомню, в сентябре был взят под стражу глава Коми Вячеслав Гайзер. Его обвиняют в создании целого преступного сообщества. А весной под арест попал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Его подозревают в получении взяток. Вот сухие цифры статистики. За первое полугодие 2015 года по итогам антикоррупционных проверок реальные сроки заключения получили 5,5 тысячи человек. Уволены 272 высокопоставленных чиновника в связи с утратой доверия. Вдвое больше, чем за тот же период 2014 года.

Среди них — главы региональных МЧС, генералы силовых ведомств, начальники таможенных управлений, и так далее. Героев для новых фильмов Аркадия Мамонтова – предостаточно. Он заявляет – уже подумывает над второй серией расследования. Причем материалы для него присылают сами зрители. В сотнях писем, которые он получил после премьеры "Золотого тельца".

"Почти 200 писем. Это жалобы людей на то, что происходило. Смотрите на адреса — космодром Байконур, Башкирия, Владимирская область, Волгоград, Красноярский край, Новосибирск, Тюмень", — перечисляет Мамонтов. В общем, как говорится, вы еще воруете? Тогда мы идем к вам.