Власти Незалежной решили не играть в молчанку, а провести консультации с Минтрансом России. Переговоры также идут с Евросоюзом. Дело в том, что в понедельник Украина официально перекрыла путь в Европу нашим грузовикам. То есть власти поддержали активистов, которые не давали фурам двигаться по назначению. Несмотря на это, глава украинской фискальной службы назвал происходящее — преступлением. Но, тем не менее, фуры не пускают и в ответ Россия тоже стала задерживать грузовики с Украины.
В России задержаны более 160 украинских грузовиков, сообщили в понедельник в Ространснадзоре. Все машины после оформления документов отправляют на спецстоянки. Исключение сделали только для тех фур, которые идут транзитом в Казахстан — их движение регламентирует указ Владимира Путина, сообщает телеканал "Россия 24".
Что будет с грузами, которые в итоге застряли в России или на ее границах, — на этот вопрос в Киеве ответов пока не дают. А бизнес, между тем, терпит убытки: сроки доставки срываются, товар портится. Кому может быть выгодна такая ситуация?
Москва и Киев договорились по поводу транзита. Украина выдала России временное разрешение на перевозку грузов и пассажиров автотранспортом, и сама получила аналогичный допуск. Новость пришла 1 февраля. И в этот же день появилась еще одна – активисты "Правого сектора" (запрещена в РФ), запрещенного в нашей стране, начали блокаду большегрузов с российскими номерами. Вот уж точно — нарочно не придумаешь. Одним числом – два противоречащих друг другу решения. И еще одно доказательство — националистам киевские власти не указ. И давние экономические, исторические связи их мало интересуют. Еще в XIX веке именно через территорию современной Украины в Российскую империю караванами везли фрукты, кофе, пряности и вина из Италии, Англии, Индии и Китая. С тех пор ассортимент немного изменился, но все равно быстро портится. Простаивая сутками на границе.
"Это, в первую очередь, политическая акция, я бы даже сказал — идеологическая акция. Которая продолжает тенденцию — делать все назло России, против России. Существует целый ряд добровольческих батальонов, в том числе, "Правый сектор", которые являются неконтролируемыми со стороны власти, и которые делают все, что захотят, на территории Украины. Это показывает слабость власти, незаинтересованность власти заниматься внутренними проблемами", — полагает Денис Денисов, директор украинского филиала Института стран СНГ.
Транзиту через Россию на Украине пробовали найти альтернативу. "Второй Великий шелковый путь" — так пафосно Арсений Яценюк назвал маршрут доставки грузов в Азию, минуя нашу страну. Подчеркнул — так, как это было до XVI века – видимо, не знает украинский премьер-министр о недавних сенсационных открытиях археологов: Великий шелковый путь через Россию проходил всегда. В Киеве предложили новый маршрут. Из села Изов Волынской области до станции Достык на границе Казахстана и Китая. По территории 4 государств – Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана. Через 2 моря — Черное и Каспийское. Дорога, по плану, должна занимать 11 дней. Но первый поезд даже через 2 недели не доехал. Его уже чуть было в розыск не объявили. Потом выяснилось, многострадальный состав в Казахстане просто отцепили. Потому что за транзит Украина не заплатила. Долго, дорого — может все же с Россией проще договориться? Но все договоренности, вместе с фурами — заблокировали националисты. Нарушили нормы Всемирной торговой организации. И законы самой же Украины. В Уголовном кодексе есть статья — "Противодействие хозяйственной деятельности". От 5 до 10 лет тюрьмы. Радикалов накажут едва ли. Ведь такие преступления уже чуть ли не украинской традицией становятся – вспомнить хотя бы недавнюю энергетическую блокаду Крыма. А вот Незалежная наказана будет. И, скорее всего… рублем. Точнее, гривной. Миллионов бюджет не досчитается.
"Главным образом перевозки осуществляются украинскими машинами на этих рынках, и сейчас, если меры будут приняты, они пострадают. Украинская сторона — бизнес и транспорт. Мы свои машины не посылаем туда. Потому что крайне сложно — еще с тех времен, когда все было нормально, там реально коррупция была, труднопроходимая страна и мы избегали этого", — поясняет Леонид Степанюк, руководитель логистической компании.
Мало того, что коррупция – теперь и вовсе непонятно, как работают и кому подчиняются украинские таможни. Сразу несколько в прошлом году перешли под управление британской компании, которая также руководит таможенной системой Анголы, Замбии и еще ряда стран третьего мира. Но Украина – это, конечно, Европа. Главный лозунг Майданной революции в случае с нынешней автоблокадой пришелся очень кстати. Активисты "Правого сектора" смотрят на запад и…повторяют. Сейчас – за Польшей. 1 февраля Варшава запретила перевозчикам из России доставлять товары в другие страны через свою территорию. Поляки просили преференций, при этом на ответные уступки идти не захотели. 100 тысяч дополнительных пропусков на российскую территорию – столько потребовала Польша для своих большегрузов. При этом сама готова была предоставить только 5 тысяч. Не нужно быть математиком, чтобы вычислить в этом польском уравнении двойные стандарты.
"Это совершенно не партнерское отношение. Польша предлагает неравные условия. Как часто бывает — здесь играют роль политические мотивы. Польша могла предположить, что ответные меры Россия будет вводить, и от них Польша уже теряет до 1,5 миллионов евро ежедневно. Надеясь, что России тоже будет нанесен хоть какой-то ущерб, поляки готовы терпеть ущерб сами", — считает Александр Дудчак, кандидат экономических наук, политолог.
Такую европейскую логику непросто понять. Зато украинская манера поведения в нее вписывается идеально. Антироссийская истерия продолжается. И это для Киева, похоже, важнее любых экономических аргументов.