Шуховская башня полностью готова к реставрации. Все противоаварийные работы завершены и приняты комиссией Мосгорнаследия. Так что снос гигантскому гиперболоиду теперь точно не грозит. Причем знаменитая телебашня — далеко не единственный образец шуховского наследия в столице, который попал в руки реставраторов.
У шести стометровых опор, установленных внутри Шуховской башни, — как минимум два назначения. По задумке инженеров, столбы усилят конструкцию и гарантируют устойчивость, а в дальнейшем их планируют использовать как леса. Когда начнется непосредственно реставрация уникального объекта, ставшего символом мировой архитектуры, пока неизвестно.
"Теперь главное — чтобы все не успокоились, когда все разговоры об опасности миновали, и начнутся разговоры, что не надо делать качественную, планомерную реставрацию, когда каждая деталь будет действительно кропотливо осмотрена", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" правнучка архитектора Владимира Шухова Елена Шухова.
В Мосгорнаследии уверены, что вопрос будет решен положительно. Консультации с собственником уже идут. Правнучка инженера, архитектора и изобретателя Владимира Шухова Елена Шухова считает, что успокаиваться рано. Башню за время ее существования усиливали несколько раз, а вот элементарную антикоррозийную обработку делать почему-то забывали.
"Всякий раз, когда проводилось усиление, то предписывалось ее покрасить. Но всегда каким-то своевременным мероприятиям что-нибудь мешало. Последний раз, когда наметили проводить с ней какую-то работу, случился пожар на Останкинской башне", — рассказывает Елена Шухова.
Легкая и прочная, по своей рациональности превзошедшая Эйфелеву, Шуховская башня долгое время оставалась лишь частью радиотелевизионной инфраструктуры — не более. Все, чего пока удалось добиться совместными усилиями российских и зарубежных архитекторов, — статус объекта культурного наследия регионального значения. Но главное — башне больше не грозит снос.
"Краску всегда можно отмыть и привести сооружение в первозданный вид", — уверена Елена Шухова.
Из депо, построенного по проекту Владимира Шухова еще до революции, трамваи выезжают на Шаболовку и сегодня. На здании, расположенном в нескольких сотнях метров от знаменитой башни, нет памятной таблички с именем архитектора. Нет и охранного статуса. Зато по-прежнему очевидны функциональность и надежность конструкции — почерк мастера.
"Подобные депо со светопрозрачными перекрытиями — свет проникает сверху в так называемые вагонные сараи. Депо с такими большепролетными конструкциями были построены практически по всей Москве. Например, можно назвать Миусский — ныне троллейбусный парк, который тоже еще сохранился", — отмечает Елена Шухова.
Владимир Шухов так или иначе причастен к созданию большинства объектов городской инфраструктуры начала ХХ века. Спроектировал ытищинский водопровод, водопроводные башни и маяки на Украине. И в то же время запатентовал промышленный процесс очистки бензина еще до американцев. Изобретал мины и платформы для артиллерийских систем. И все же самые значительные проекты Шухова — в Москве: перекрытия и несущие конструкции музея имени Пушкина, ГУМа, гостиницы "Метрополь", Киевского вокзала. На уникальную трехсветную крышу главного зала Московского императорского почтамта профессора указывали студентам как на пример инженерной мысли. Недавно здание начали ремонтировать.
"Будем надеяться, что она не только приведет к восстановлению облика этого здания, но и к тому, что опять вернется знаменитый Шуховский главный зал с фонарями, и тогда люди смогут его увидеть", — подчеркивает Елена Шухова.