Без применения силы: масштабная реформа системы ОСАГО

Минфин подготовил проект глобальной реформы обязательного страхования автогражданской ответственности.

Минфин подготовил проект глобальной реформы обязательного страхования автогражданской ответственности. Полисы предлагается разделить на три категории, в зависимости от страховой суммы — на выбор автовладельца. А также отказаться от коэффициента мощности. Вместо него предложено учитывать нарушения правил водителем. Идея же выдачи полисов сразу на три года исчезла из финальной редакции документа.

Министерство финансов представляет Центробанку очередную реформу — изменения в законе об автостраховании. Подробности законодательных поправок Министерство финансов пока не разглашает, но основные позиции реформы все-таки известны.

Предлагается заменить возможность покупать базовый ОСАГО с возможностью расширить сумму покрытия на три фиксированных тарифа.

"Эконом" — с покрытием как и сегодня 400 тысяч за ремонт, 500 — компенсация за урон здоровью. "Стандарт" — обе компенсации по миллиону, и "Премиальный набор" с выплатой по 2 миллиона по каждому риску.

Будут ли они обязательны, будут ли кого-то заставлять "повышать пакет", неизвестно. Но ясно, что даже базовый полис дешевле не будет.

"К сожалению, страховые компании и Центральный банк России, который является мега-регулятором страхового рынка, причину видят в низких тарифах — с чем абсолютно невозможно согласиться. Все предложения Минфина — поскольку они являются поправками в законодательство — пройдут широкое обсуждение и еще, не забывайте, три чтения! Не все, что предложит правительство в лице Минфина будет принято законодательно", — считает лидер партии "Автомобильная Россия" Вячеслав Лысаков.

Из ОСАГО предлагается убрать коэффициент по мощности автомобиля. Взамен добавить коэффициент за систематические нарушения Правил дорожного движения: езда в состоянии опьянения, проезд красный, значительное превышение скорости и пересечение двойной сплошной. С ними полис может быть дороже в 10 раз.

Еще одна важная поправка, которую так хотели ввести автостраховщики — не платить по ОСАГО деньги, а делать ремонт с помощью своих сетей сервисов.

"Мошенники, используя пробелы в законодательстве, тут же приезжают на аварию, дают вам тысченок 20. Говорят, тебе, наверное хватит, человек хоть что-то получил. Они из этих 20-ти потом в сговоре с ДПС, судами и экспертизой делают 120 тысяч . Вот такого черного рынка возникло на 18 миллиардов рублей по прошлому году. Поэтому мы хотим закрыть пробел в законодательстве", — поясняет Игорь Юргенс, президент всероссийского союза автостраховщиков.

На самом деле страховые компании хотели избавиться от автоюристов, которые отсуживали недоплаченные за ремонт деньги. Разумеется, вписывая в иск и свои расходы.

В середине 2000-х страховщики также ремонтировали машины по ОСАГО. От идеи тогда отказались. Качество, сроки, места ремонта часто не устраивали автовладельцев.

Сегодня сервисы от "страховых" работают в основном по КАСКО. Но и в них ситуация не всегда идеальна.

"Я много участвовал в судах, когда есть претензии по работам, которые выполнены после направления страховой компании — вплоть до того, что машина после этого стала непригодной к эксплуатации, потому что раму для грузовика, которую заказывали — на ней просто нет вин-кода", — рассказывает Александр Беленко, юрист.

В пакет нововведений планировалось ввести и долгосрочные полисы ОСАГО, на 2 и 3 года, что было бы удобно автовладельцам. Но от этого отказались — за такие сроки могут сильно измениться цены на импортные запчасти и поэтому продавать многолетний полис становится уже невыгодно.