Приговор пока остался без исполнения


Global Look Press

Недавно сайт Милосердие подготовил трехминутный фильм "Что видит слепой" о мальчике, который создает свой мир по рассказам родителей, друзей. На следующее утро им пришло письмо - ответ на ролик: "Чтоб он сдох". Дальше было много грязи, брани и даже предложений избавляться от детей с отклонениями

На социальные сети обрушились две, на первый взгляд, разные, но, на самом деле, похожие околомилосердные, околоблаготворительные истории. Первую — с кефиром, вылитым мужчиной на голову мальчика, — много и тщательно обсуждают. О второй слышало куда меньше народу, хотя она произошла с редактором сайта "Милосердие" Егором Отрощенко, о чем он даже написал колонку, когда в ответ на фильм о слепом мальчике пришло письмо: "Чтоб он сдох".

В первом случае события разворачиваются в продуктовом магазине, куда мама взяла с собой мальчика-дошкольника. Мальчику, конечно, скучно, но мама нашлась, рассказала сыну, что у него миссия — помогать, а потому — своя небольшая тележка с небольшим набором продуктов. И все же скучно, поэтому он от нечего делать пинает этой коляской ноги незнакомого мужчины. Мама молчит — чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не мешало ей. Ноги терпели некоторое время, а потом оказалось, что к ним приделаны руки. Эти руки вынули из игрушечной тележки настоящую бутылку кефира и вылили ее на голову мальчика. Мама подхватывает воющего от обиды сына на руки, утешает.

Вторая история о том, как на канале на YouTube сайт "Милосердие.ру" выкладывал социальные ролики, которые через некоторое время стали популярными. Выложили и трехминутный фильм под названием "Что видит слепой" о мальчике, который создает свой мир по рассказам родителей, друзей. На следующее утро редактор Егор Отрощенко увидел в почте письмо — ответ на ролик: "Чтоб он сдох". "Чтобонсдох" стало началом. Было много грязи, брани и даже предложений убивать детей с отклонениями сразу после рождения. То же самое творилось с другими фильмами "Милосердия". Через несколько дней, посвященных постоянной чистке почты, редактор сдался: ему пришлось закрыть возможность комментировать.

Казалось бы, эти два случая никак между собой не связаны, даже не пересекаются. В первом — постановочный ролик искусно поднял волну возмущения и, как следствие, пошло деление на группы, кланы, лагеря, посвятившие себя отстаиванию "истинных мотивов". Для одних правда заключалась в том, что, безусловно, виноваты мальчик и мама. Остальные осуждали мужчину. Во второй истории в реальность людей, проживающих непростую жизнь, неожиданно ворвались насилие, ненависть, агрессия.

Общее тут, надо признать, субъективное. Личное. Оно начинается в молодости, где у меня образовалось огромное количество друзей, приятелей — школьные, со двора, дети друзей родителей. Круг постепенно сужался. Первыми ушли школьные хулиганы, потом институтские приятели, с которыми ничего не связывало, кроме сидения за партой. А друзья детства иногда обрастали чуждыми идеями и взглядами.

Постепенно сформировался мир, где меня окружают люди, с которыми мы совпадаем в принципиальных для всех вещах. Понятные мне дети-мальчики не садятся в метро, а дети-девочки уступают место. И те, и другие готовы не только перевести через дорогу старушку, но и поменять ей памперсы, отремонтировать дом престарелых за свой счет. Где кино можно обсудить с точки зрения искусства, как книгу или выставку. Где собрать денег на лечение незнакомого человека — не доблесть, а норма. Где даже сантехник, пришедший починять текущий кран, жертвует свой заработок на срочную операцию. Здесь есть место искренней радости чужим успехам или сочувствию, соучастию и сопричастности бедам и проблемам. Это организованный и охраняемый мирок не идеален, конечно. Но некоторому количеству людей там неплохо.

Что плохо: ты привыкаешь жить в этом пространстве, населенном людьми, думающими в одном с тобой направлении. Поэтому, прочитав такие новости, начинаешь обсуждать их с единомышленниками не с позиции осуждения, но пытаясь разобраться в произошедшем. Проанализировать, что стало причиной. Например, что таким вещам не учат в школе на ОБЖ, а должны бы, что мама могла бы заблокировать тележку сына своей, что мужчина, которого с детства мама воспитывала как мужчину, должен перейти в другую очередь. И — постараться сделать выводы на будущее: рассказать своему ребенку, что при определенном поведении внешний мир не будет реагировать на него так, как ему хочется. Что поступать с другими надо так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Что быть взрослым — это ответственность. И даже понять причину появления идеи убивать "не таких" детей при рождении.

И тут внезапно занавесочка, разделяющая твое убежище и внешний мир, раздвигается, и оказывается, что все иначе. Что так же, как ты, думают некоторые люди. И это субъективное выявило, до какой степени "некоторые". Случайно сегментировав человечество и выделив в нем для жизни людей с похожими взглядами, создавая общее с ними дело, воспитывая детей с нормальными установками и позицией, мы забыли (и не посчитали нужным) работать вовне, а не только внутрь.

Самонадеянностью оказалось, что остальные станут читать о хорошем и воспитываться сами по себе, восхищаясь нашим обществом взаимного восхищения. Во-первых, они не станут читать. Во-вторых, истории об умытой старушке и изобретенном для слепых компьютере их никоим образом не восхищают.

Объективное общее, впрочем, тоже имеется — не пытаясь понять проблему, большинство сразу выносит приговор.

И лучше бы этого не забывать.