В Копенгагене простились с князем Димитрием Романовым

В русском храме Копенгагена несколько часов назад закончилось богослужение в память о князе Димитрии Романове. Праправнук императора Николая I был не только главой, но и душой объединения потомков царской династии. В Дании Димитрия Романовича называли русским принцем.

В русском храме Копенгагена несколько часов назад закончилось богослужение в память о князе Димитрии Романове. Праправнук императора Николая I был не только главой, но и душой объединения потомков царской династии. В Дании Димитрия Романовича называли русским принцем — все его мысли и дела были связаны с Родиной. Старейший в роду Романовых скончался в последний день 2016 года, на 91-м году жизни. Проститься с ним пришли сотни людей.

Что Бог сочетал, не разъединила и смерть: Феодора Алексеевна рядом с ним до самой последней минуты. Датчанка Доррит Ревентлоу и князь Димитрий стали первыми из Романовых, кто после революции венчался на русской земле.

Попрощаться с князем Димитрием Романовичем в храм Святого Александра Невского в Копенгагене приехала большая семья — Романовы, Шереметевы, Куликовские. История разбросала их по свету, но они собрались, чтобы проводить главу николаевской ветви — третьей линии — императорского дома Романовых.

Димитрий Романович, троюродный племянник Николая II, был последним из Николаевичей. "Когда я говорю, что была больше ста раз в России, мне обычно не верят, — отмечает княгиня Феодора Романова. — Но это так. И да, я стала русской, хорошей русской, я надеюсь".

Храм на улице Брэдгад в Копенгагене для Романовых место особенное: его построили по желанию принцессы Дагмар, дочери датского короля, которая уехала в Россию стала русской императрицей Марией Федоровной. Внутри буквально все связано с историей Россией. Чудотворная икона Божией Матери — Копенгагенская Иерусалимская — уже вдвоствующей императрице передали русские монахи из Афонского монастыря. Стены храма расписывали Крамской, автор "Незнакомки", и маринист Боголюбов. Здесь прощались с Марией Федоровной после ее кончины, отсюда же ее тело отправилось обратно на Родину в начале 2000-х. То, чего так добивался Димитрий Романович. Но главное дело, которое занимало его последние годы, он закончить не успел.

"Перезахоронение цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии — это тот вопрос, то дело, в котором больше всего нам будет не хватать Димитрия Романовича, — говорит праправнук Александра III Пол Ларсен-Куликовский. — Сегодня просто нет того человека, который бы мог с той же энергией и энтузиазмом бороться за их воссоединение с родителями".

В 1998 году старший из Романовых был единственным из семьи, кто сопровождал останки Николая II и его родных из Екатеринбурга. В 2015-м именно Димитрий первым из Романовых едет в Крым, который для него и не переставал быть нашим. А скольким помог благотворительный фонд Романовых — точно и не считал никто. Всего несколько месяцев назад Димитрий Романович стал кавалером Ордена Александра Невского.

Он всегда говорил: "Не Россия для нас, а мы для России". А еще жил по принципу – "Не казаться, а быть".