Губернатор Московской области поручил министерству культуры и образования разобраться в ситуации вокруг Музея игрушки в Сергиевом Посаде. Учреждение лихорадит от склок и скандалов, само здание разваливается на глазах, и будущее единственного в России подобного музея — под большим вопросом.
- Нас присоединили к Высшей школе народных искусств, и руководство вуза решило, что одна треть сотрудников нам не нужна.
Елена Хохлова — пока еще официально директор Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде. Но уже в конце месяца ее должность ликвидируют.
"Мы скатились в послевоенное время, когда было очень тяжело и в штате музея было около десятка сотрудников", — говорит она.
Словно после военной разрухи сегодня выглядит и само здание — следы протечек и обвалившаяся штукатурка на потолке. О плачевном состоянии Музея игрушки рассказывалось еще два года назад. На ремонт крыши тогда все-таки выделили 10 миллионов рублей. Но на этом дело встало.
"В зале прохладно, а здесь детишки в основном приходят. Сейчас много экспозиций, вот, сейчас проходили — игрушки царских времен, таких вообще нигде не найдешь", — рассказывает одна из посетительниц.
В музее собрана уникальная коллекция из Александровского дворца. Игрушки детей последней царской семьи Романовых — здесь, пожалуй, самое ценное.
- Представлена детская коляска, которая еще помнит песочек парка Царского Села и как она катала великих княжен и цесаревича Алексея.
По этим кораблям маленький Алексей изучал морское дело, а в свободное от занятий время играл в индейцев. За 100 лет существования музей растерял былую популярность. Новому руководству — Высшей школе народных искусств — он достался в 2015-м по наследству от Российской Академии наук — со всеми своими проблемами.
"Текла крыша, один зал не работал вообще. Музей практически не имел планов работы и никакой научной деятельности, за исключением деятельности самих хранителей музеев", — говорит президент Высшей школы народных искусств Валентина Максимович.
Тогда музей и возглавила Елена Хохлова. Новые руководители разных уровней общего языка не нашли. Склоки и конфликты, музей лихорадит, и уникальная коллекция лишена заслуженного внимания.
"Реставраторы, которые работали, они работали на полставки, но одна приезжала один раз в месяц из Александрова, вторая — один раз из Владимира", — продолжает Валентина Максимович.
Назрел вопрос о смене менеджмента. Дальнейшая судьба музея — под вопросом. У вуза на него свои планы.
"Музей для наших студентов — это место работы, это место изучения. Что такое наука в музее? Это — изучить все, что есть, изучить авторов, изучить работы, воспринять и дать им ход в современную жизнь. Мы с этой программой выходим и на министерство культуры, и на всевозможные фонды, чтобы нам могли помочь в этом, потому что это достаточно дорогой проект — создать центр детской игрушки", — рассказывает Валентина Максимович.
При этом сейчас музей формально принадлежит министерству образования. Сможет ли он, не являясь учреждением культуры, стать частью туристического кластера Сергиево-Посадского района и получать нужное финансирование для развития своих новых программ — пока вопрос открытый.