Китай начинает борьбу с "Абибасами" и "Панасканиками"

В Китае запретили регистрацию торговых марок, в названии которых используются имена знаменитостей. Скандалов в этой связи было немало. Но только сейчас Верховный суд постановил: наличие в бренде имени публичной личности может ввести в заблуждение покупателя. И, как следствие, навредить обществу.

В Китае запретили регистрацию торговых марок, в названии которых используются имена знаменитостей. Скандалов в этой связи — было немало. Но только сейчас Верховный суд постановил: наличие в бренде имени публичной личности может ввести в заблуждение покупателя. И, как следствие, навредить всему обществу.

Такого еще не было — впервые китайский суд защитил от китайцев же — такой знаменитый иностранный бренд. Майкл Джордан, легенда баскетбола, 23-й номер, подавал иск за иском. И проигрывал 4 года подряд.

"Речь не обо мне. Это касается любого атлета. Твое имя — твоя ДНК. Это дело принципа. Я должен защитить свою идентичность", — говорит звезда НБА.

Джордан ополчился на Цяодань — так его имя звучит по-китайски. Под этими 2 иероглифами компания спортивной одежды зарабатывала миллионы. Экипировка тут популярная и недешевая. Называется — найдите десять отличий. Слева прототип. Справа — логотип из Китая.

В сфере интеллектуального права в Китае очень долго действовал принцип — кто не успел, тот опоздал. В свое время предприимчивые бизнесмены зарегистрировали на себя все самые известные мировые торговые марки. А законные владельцы по много лет ведут тяжбы в верховном народном суде Пекина за право здесь же распоряжаться своим именем.

Так, у айфона в Китае де-юре ничего общего с Apple. Суд разрешил компании из Шенчженя и дальше так называть свои кошельки и обложки. Имя она зарегистировала, когда про Стива Джобса тут и не слышали. Но история с маркой Джордана может изменить весь рынок подделок и подражаний.

"У нас теперь есть прецедент. Среди моих клиентов рок-группы "Битлз" и"Куин", раньше мы даже и мечтать не могли, чтобы суд в Китае вынес решение в защиту их бренда. Даже имя вашего президента используют — Путиным назвали фирму детской одежды", — поясняет Рэйни Лю, адвокат.

С 1 марта в КНР нельзя будет называть марки именами знаменитостей. Президентов, атлетов, актеров, да кого угодно. Совпадение или нет, но сразу после избрания Дональда Трампа суд, наконец-то, вынес решение в пользу его бренда в сфере недвижимости. Его фамилию в Китае незаконно носят десятки марок — от туалетов до спа-салонов.

В этой комнате адвокатских побед — сотни копий. И столько же томов — с делами о нарушении патентных прав. Открыв для себя мир, Китай был потрясен увиденным. В 2000-е клоны брендов и марок вместе с инвестициями его захлестнули. Теперь уже второй экономике мира нужно возвращать доверие, ужесточая закон.

"Предприниматели хитрят — меняют слово или букву в знаменитом логотипе, или используют не латиницу, а китайскую транслитерацию. Про нее-то иностранные бренды часто забывают и становятся уязвимыми", — говорит Хэ Цзин, глава юридического агентства.

Все еще в Китае можно купить Adidos и Abibas, кеды Хайк и Фума. А еще в каждом универмаге — эта марка, Кристиен Дени, не оставляющая сомнений, под кого она мимикрировала. Но с этого года бренды под большей защитой. В регистрации отказали фирме Jipu, потому что она созвучна бренду Jeep.

Но кто отстоит честь, например, целых городов. В Китае есть мини-Париж. Нет времени поехать в Италию — и вот вода из венецианских каналов уже плещется у ног. Хотите каирского Сфинкса — пожалуйста. Выглядывает из-за огородов в провинции Хэбей. Египет пожаловался в ЮНЕСКО. В маленькой Англии толпы зевак.

Они, может, и останутся памятниками новому Китаю. Со всем остальным разбираются особые суды — в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Профиль у всех один — защита авторских прав. За два года наказаны 24 тысячи человек. В новой пятилетке КНР поставила цель — инновации. Невозможную — без чистой репутации.