В Россию за покупками: литовцы возродили челночный бизнес

Многокилометровые автомобильные пробки регулярно возникают на российско-литовской границе. По словам водителей-дальнобойщиков, они вынуждены простаивать в очереди до 20 часов. Дело в том, что жители приграничных населенных пунктов с литовской стороны регулярно ездят в Россию за покупками.

Многокилометровые автомобильные пробки на российско-литовской границе. По словам водителей-дальнобойщиков, они вынуждены простаивать в очереди до 20 часов. Дело в том, что жители приграничных населенных пунктов с литовской стороны регулярно ездят в Россию за покупками. Везут макароны, сахар, сигареты, одежду, алкогольную продукцию, и обязательно – бензин. Из-за резкого повышения цен в Литве, местным жителям дешевле закупаться за рубежом.

Вереница автомобилей закупорила пункт пропуска на российско-литовской границе. Легковые машины стоят здесь сутками, но очередь не убывает. Каждого из этих водителей пограничники знают в лицо. Это жители Литвы, которые едут в Калининградскую область за дешевым товаром. Они пересекают границу и вскоре с полными баками и сумками спешат домой.

"В рейс сто лит зарабатываешь. Чтобы выжить – банку кредит отдать, детей накормить, безработица... Каждый ищет выгоду, где видит", – поясняет Мариус Янавичус.

Это настоящая экспансия на рынок и магазины приграничного Советска. Литовцы скупают здесь все, что можно потом с выгодой перепродать. В соседнем государстве целый перечень товаров существенно подорожал. Разница цен оказалась настолько ощутимой, что многие в Литве быстро вспомнили знакомое всем социальное явление из недавнего прошлого – челночный бизнес.

"И товары приходят покупать у нас, и в аптеку за лекарствами. Вещи и продукты наши им нравятся", – говорит о литовских челноках жительница Советска Ольга Потапова.

Супруги Рената и Гинтарас Витуряй буквально живут в машине. Говорят, двоих детей оставили бабушке, чтобы была возможность подзаработать. После сокращения на фирме найти другую работу Гинтарас не смог. Его жена решила уйти в неоплачиваемый отпуск, чтобы помочь мужу наладить свой новый – челночный бизнес.

"Нас ситуация вынуждает ездить в Россию. Но вы не думайте, что это так легко. Очень утомительно днем и ночью сидеть в салоне машины", – говорят они.

Когда литовская граница также стала границей Евросоюза и Шенгенской зоны – бесплатные национальные визы отменили. Часто пересекать границу оказалось не выгодно. Но теперь, когда Вильнюс почти в три раза поднял цены на горючее и промышленные товары, многие захотели оформить годовую российскую визу. Купить подешевле – продать подороже. Когда-то эта схема была популярной среди жителей всех приграничных районов.

Стандартный набор челнока, курсировавшего через границу в 90-х: макароны, сахар, сигареты, всевозможный ширпотреб и обязательно водка. В сумке современного литовского челнока содержимое то же самое. Но теперь к ней прилагается еще канистра. Самым выгодным товаром, который может принести существенную прибыль, считается бензин.

В приграничном Панямуне нет такого двора, где не сливали бы российский бензин. Местные жители ежедневно ездят заправляться заграницу, а потом перепродают топливо тем, кто знает, где можно сэкономить.

"Это кризис заставил нас сесть за баранку. Ну что делать, литр топлива в Литве стоит уже больше евро. Поэтому все здешние заправки пустые, а многие литовские автомобилисты ездят к нам, чтобы заправиться бензином из Советска. Мы сдерживаем свои цены", – объясняет Арвидас.

Вывоз топлива с российской стороны ограничен. Чтобы переправить горючего побольше, пускаются на разные хитрости. Их всегда замечают на таможенном контроле.

"Снимают бак, вздувают его сжатым воздухом. Потом устанавливают на место. Бывает даже домкратят одну сторону авто, чтобы в итоге залить больше бензина", – делится секретами челноков российский таможенник.

И все же, на границе к челнокам относятся терпимо. Гораздо больше ущерба от контрабандистов. Отмечен резкий всплеск нелегальных поставок. Вот в этой фуре самый крупный, за все время существования калининградской таможни, нелегальный груз. Его вывоз удалось пресечь. Но если бы груженый сигаретами трейлер ушел в Литву – мошенники смогли бы выручить миллионы.