Михаил Козаков, популярный актер и режиссер, народный артист России свой 75-й день рождения проведет сегодня на работе. "Играю в антрепризном спектакле "Любовь по системе Станиславского", который сам и поставил", - сообщил юбиляр, принимая поздравления ИТАР-ТАСС.
"Когда мне исполнялось 50 лет, я в свой день рождения снимал "Маскарад" и был счастлив этим обстоятельством, - напомнил Михаил Михайлович. - Начинался фильм со сцены отпевания Нины. В те времена не рекомендовали показывать то, что связано с церковью. Я отправился к начальнику на телевидение и говорю: "Не комсомолку же отпеваем!" Уговорил его, и в эфир, ко всеобщей радости, вышла неизуродованная работа".
Поведав один из многочисленных курьезов своей долгой творческой жизни, именинник для пущей убедительности подтвердил: "Вот и сегодня я ничего не отмечаю. И вообще юбилеи не люблю". "А сейчас и вовсе жутко экономлю силы, даже интервью не даю. Да и потом невеселая это дата - 75 лет, надо проскочить и забыть", - считает Козаков.
А ведь биография у него поистине блистательная. Родился он в Ленинграде в семье известного писателя Михаила Козакова. Окончил Школу-студию МХАТ. Сразу же сыграл Гамлета у знаменитого Охлопкова в театре имени Маяковского. С этой роли началась его сценическая карьера.
В кино же первую славу принес ему фильм Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", где он исполнил главную роль. Вскоре молодого импозантного артиста стали приглашать и другие мастера экрана. В числе его заметных работ - роли в фильмах "Человек-амфибия", "Евгения Гранде", "Здравствуйте, я Ваша тетя!", "Комедия ошибок".
Козаков выступил и как талантливый режиссер. В 1978 году он дебютировал телевизионным фильмом "Безымянная звезда", снявшись вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Однако особой любовью у зрителей уже почти 30 лет пользуется его картина "Покровские ворота".
Казалось бы, так много сделано, живи и радуйся жизни, почивай на лаврах. Но, как говорит Козаков, состояние эйфории ему не было свойственно никогда. Переменчивость - это его характер.
Он немало попутешествовал по театрам: работал в "Современнике", во МХАТе, в театре на Малой Бронной, в "Ленкоме" и даже в Камерном театре Тель-Авива. Пожив в Израиле, он, по его признанию, ясно осознал, что, в отличие от Ростроповича, он не "гражданин мира", а как был, так и остался человеком с Ордынки.
Михаил Козаков по-прежнему выступает с концертами, играет в спектаклях, снимается в кино. "Роли не Бог весть какие, но пока я востребован, - замечает Козаков. От вопроса о любимых ролях элегантно ушел, отделавшись расхожей фразой: мол, все дороги, как дети. А вот о настоящих детях говорит с удовольствием. Их у замечательного актера пятеро, и столько же внуков. "Старший сын Кирилл уже состоявшийся артист, дочка Манана играет в Грузии, внучка Маша принята в Вахтанговский театр", - не без гордости перечисляет Михаил Михайлович.
Такому количеству наследников Козаков очень рад. По его словам, он теперь особо ощутил, как верно поступали дворяне, имея большие семьи. "Дети - это жизнь, - уверен Михаил Михайлович. - Я хорошо понял это тогда, когда на моем "счетчике" пошли "плохие" цифры. Но не хочется жаловаться, лучше пойду читать, у меня сейчас необычайно интересная книга".