Во Вьетнаме возвели памятник советским и российским солдатам, погибшим в этой стране. За последние полвека там побывали сотни наших военнослужащих. Число павших до сих пор официально не обнародовано. Советские офицеры обучали армию Вьетконга и первыми приняли на себя удар американской армии в 1965 году. И их профессионализм и самоотверженность во Вьетнаме, как стало ясно, помнят до сих пор.
Зенитчик Николай Колесник прибыл во Вьетнам одним из первых, в 65-м, чтобы обучить вьетнамских солдат пользоваться советскими системами противовоздушной обороны. На обучение командование отводило три месяца. Уложились в один. И первый – не учебный, реальный бой – проводили советские расчеты.
"Мы в первом бою сбили тремя ракетами четыре самолета. Ну, потому что они шли плотным строем, ничего не опасаясь, и не ожидая, что тaм будет ракета. И мы туда выдвинулись. Это были палубные бомбардировщики Sky Hawk", – вспоминает Николай Колесник, председатель президиума Межрегиональной общественной организации ветеранов войны во Вьетнаме.
А советские летчики-инструкторы к тому времени подготовили из местных пилотов уже целый истребительный полк. Самым талантливым учеником оказался Фам Туан, который, прежде чем полететь в космос, стал первым в мире пилотом, сбившим Б-52.
"Конечно, ваши офицеры нас многому научили. И летали мы на советских МиГах, но вот боевой дух нам ни у кого не надо было занимать. Своего хватало! Иначе, думаете, как бы я достал бомбардировщик там, на высоте, в окружении полутора десятков истребителей сопровождения?!" – говорит Герой Вооруженных сил Вьетнама.
К 1967 году вьетнамские ПВО прикрывали уже все жизненно важные объекты. А ближайшей стратегической целью стала база Камрань, через которую американцы переправляли во Вьетнам военные грузы. На протяжении всей вьетнамской войны она являлась символом американского военного присутствия. А президент Линдон Джонсон заявил даже, что звездно-полосатый флаг будет реять над ней вечно.
Но в итоге базу сдали без боя. В 72-м американцы ушли отсюда, передав ее сайгонскому правительству. Но и южновьетнамские войска через три года оставили ее. Армия Северного, социалистического Вьетнама заняла базу практически без единого выстрела. Потом здесь обосновались советские войска. Но в 2001-м базу закрыли – по экономическим и по политическим причинам.
Офицеры – россияне и вьетнамцы, те, кто служил здесь, – продолжают поддерживать армейскую дружбу. И когда ее решено было увековечить в граните, проект поддержали нефтяники. "Во имя спокойствия и мира в данном регионе военно-морская база и ее люди сделали очень много. И при поддержке наших участников мы начали строительство", – заявил Михаил Соболев, первый заместитель генерального директора совместного российско-вьетнамского предприятия ''Вьетсовпетро''.
Здесь имена 44 россиян и 176 вьетнамцев, погибших во вроде бы уже мирное время. Среди тех, кто открывает монумент, Сергей Степашин. "Это первый памятник, в том числе советским, российским воинам, вьетнамцам, который построен после распада Советского Союза. И вообще, вьетнамцы молодцы, конечно. Вы знаете, у нас же была достаточно длительная пауза в начале 90-х годов, когда мы подзабыли старых друзей. А они не забыли", – подчеркнул председатель счетной палаты РФ.
И вряд ли когда забудут. Ведь Россия помогла вьетнамцам отстоять независимость. Чтобы под мирным небом заниматься тем, что у них получается даже еще лучше, чем воевать, – ловить рыбу и выращивать рис.