Неожиданный поворот в громком деле Ивана Демьянюка. В процессе над предполагаемым нацистским преступником, охранником концлагеря Собибор появился свидетель. И живет он в Рязани. Бывший узник лагеря смерти – российский пенсионер Алексей Вайцен – узнал в мюнхенском подсудимом палача тысяч заключенных.
Ему сейчас 87 лет. Но то, что происходило с ним в концлагере Собибор, Алексей Вайцен помнит, как будто это было вчера. Помнит издевательства надзирателей, помнит, как умирали люди от голода, как ежедневно в лагерь приходил состав приговоренных к уничтожению людей. Запомнил он и своих мучителей – охранников, надзирателей и эсэсовских офицеров. Особенно хорошо – молодого парня, которого сейчас весь мир знает как нацистского преступника Ивана Демьянюка.
"А что я его буду описывать, этого бандита: Вот он был, есть и будет. Он все скрывается по-разному, лишь бы уйти от возмездия, – говорит Алексей Вайцен. – В лагере я его видел, когда он убивал людей".
Алексей Вайцен родился в 1922 году в Польше в еврейской семье. Жили недалеко от Львова, в 41-м его призвали в Красную армию, вскоре началась война, попал в плен. Вайцен находился в лагере Собибор с 1942 по конец 1943 года. Это как раз то время, когда Иван Демьянюк начинал, как заявляет прокуратура Германии, свою карьеру палача.
С марта по сентябрь 1943 года в концлагере Собибор были умерщвлены 29 тысяч человек, в основном евреев, в том числе 1500 германских граждан. Демьянюк, согласно обвинениям, был одним из тех, кто загонял людей в газовые камеры.
Алексей Вайцен смог бежать из Собибора, когда заключенные подняли там в 43-м году восстание. После войны ветерану довелось выступать свидетелем на процессе по делу бывших нацистских пособников – в суде еще советском. Опознавал как раз охранников лагеря Собибор. Сейчас готов снова, если понадобится, встретиться лицом к лицу с Иваном Демьянюком в немецком суде.
"Там ведь немцы всем руководили, и они обращались с нами, как хотели. А он был в охране лагеря", – вспоминает Алексей Вайцен.
Бывший заключенный не сразу узнал в Иване Демьянюке охранника-садиста из Собибора. Но потом все-таки понял – это и правда тот самый нацист, хоть он и очень сильно изменился. В благообразном американском старике трудно признать охранника-садиста, которого за чрезвычайную жестокость заключенные лагерей смерти Треблинка и Собибор прозвали Иван Грозный.
Прокуратура Германии ведет дело Ивана Демьянюка с 1977 года, утверждая, что Демьянюк – это лагерный охранник. Он сам всегда утверждал, что он не надзиратель, а сам сидел с лагерях как советский пленный, и после войны попал в США. Следствию уже один раз не удалось доказать причастность Демьянюка к массовым казням. Из-за путаницы в документах и справках суд засомневался, а нет ли ошибки, не пытаются ли они наказать невиновного. Но потом в немецких архивах нашлись новые материалы – эсесовское удостоверение Ивана Демьянюка, его фамилию обнаружили в списках лагерных охранников, а 18 бывших заключенных Треблинки опознали нациста. Вот только про его преступления в Собиборе до сих пор никто не мог рассказать. Живых свидетелей вроде бы не было, потому что после восстания заключенных в 43-м году лагерь нацисты стерли с лица земли вместе со всеми, кто не сумел бежать.
Но вот теперь эта история может повернуться иначе, если все же суд в Германии решит дать слово ветерану, солдату Красной Армии Алексею Вайцену. Он уверен, ему найдется что сказать.