Украина взбудоражена мистической новостью. Из заповедника "София Киевская" исчезли останки Ярослава Мудрого. Вернее, какие-то останки в усыпальнице Великого князя есть, но им никак не дать положенных девяти с половиной веков. Из крайне скупых комментариев специалистов напрашивается вывод, что историческую реликвию то ли украли, то ли потеряли. А в гробнице Ярослава Мудрого покоится кто-то другой.
Научная сенсация, всё более смахивающая на скандал. Результаты экспертизы останков князя Ярослава Мудрого ждали ещё в марте, но уже в апреле стало тревожно. Украинское археологическое сообщество в эти дни живёт одним слухом: в саркофаге найден кто-то другой.
Четвертому в истории извлечению останков князя сопутствовал курьёзный эпизод. Сначала на свет из усыпальницы извлекли номер "Правды".
- Скажите, а откуда газета?
Эту тайну саркофага тогда удалось раскрыть по горячим следам: пошутили антропологи 1960-х. Пока журналисты разгадывали их шутку, поднятое вслед за "Правдой" спешно исчезало от посторонних глаз. Учёные вслед поделились первыми сомнениями.
"Вроде бы кости скелета женские, а череп может быть даже мужской. Возникает вопрос – там похоронена его жена Ингигерда? Или нет? Есть версия, что здесь похоронен его сын Всеволод", – делится своими предположениями доктор исторических наук, профессор Сергей Середа.
Но теперь версия уже другая. Захоронение не имеет к Ярославу Мудрому вообще никакого отношения.
Медицинский университет, кафедра судебной медицины. Сюда найденные останки привезли на экспертизу. И быть они должны здесь, но кафедра комментариев не даёт и кости не показывает. Заповедник "София Киевская": отсюда их отправили, но и тут снова молчание. Останков, найденных с саркофаге, об этом пока анонимно, но всё более уверенно говорят причастные к исследованиям, оказалось меньше, чем должно быть по описи, и принадлежат они неизвестному мужчине. В заповеднике – переполох.
"Сотрудники заповедника якобы собирают чуть ли не экспедицию, чтобы поехать в США и там искать останки Ярослава Мудрого. Они подозревают, что во время войны бывший директор "Софии" Повстенко взял чемодан с костями и возил их по Западной Европе и США", – рассказывает заместитель директора Института археологии Национальной академии наук Украины Глеб Ивакин.
Глеб Ивакин – один из авторитетных украинских археологов. Но ни его самого, ни его коллег к работе не подключали. Не приглашали и российских учёных, а ведь с захоронением ещё в 30-е начинал работать великий антрополог Михаил Герасимов. Современные исследования вроде бы хотели поручить шведским, французским и немецким учёным. Ющенко, патрон проекта, дал добро, но не дал денег. Нашли спонсора, который собрал только семь тысяч долларов, что для подобной работы – сущие копейки, на квалифицированных антропологов их не хватило.
"Антропологов там практически не было задействовано. Только они могут идентифицировать останки. И даже если останки изучены, то определить их соответствие", – поясняет Александра Казак, старший научный сотрудник Института археологии Национальной академии наук Украины.
И всё же открыть карты работникам заповедника придётся. Научный мир в недоумении. Куда же всё-таки исчезли настоящие останки Ярослава – непонятно. Пока просят отсрочки до мая, параллельно готовя очередную сенсацию. Которая, впрочем, также грозит скандалом.
Теперь тут утверждают, что Софийский собор построил вовсе не Ярослав, а Владимир. И было это в 1011 году, то есть уже в следующем – нужно справлять юбилей. Научные авторитеты опять протестуют, их снова не привлекли к исследованиям. Про автора сенсации известно немного. Говорят, что защищался он по туризму, а в надписи, которую приводит в качестве главного доказательства, сумел разобрать только 10 из 40 букв.