В Москве выставляют картины одного из самых дорогих художников в мире

В Москву впервые привезли 13 картин одного из самых дорогих художников в мире - американца российского происхождения Марка Ротко. Выставка открывается сегодня в центре современной культуры "Гараж".

В Москву впервые привезли 13 картин одного из самых дорогих художников в мире - американца российского происхождения Марка Ротко. Выставка открывается сегодня в центре современной культуры "Гараж". Его директор, подруга Романа Абрамовича Даша Жукова накануне лично представила картины Ротко публике - из "Гаража" репортаж корреспондента радио "Вести ФМ" Павла Гайкова.

Гайков: Когда Марк Ротко начинал свою карьеру, арт-рынка еще не существовало. Сегодня покончивший с собой 40 лет назад художник - один из его лидеров. Три года назад его картина "Белый центр" была продана за 70 с лишним миллионов долларов. За 13 выставленных в "Гараже" картин их неизвестный обладатель выложил, по информации британской газеты "Арт ньюспейпер", больше 300 миллионов долларов. СМИ называют владельцем картин Романа Абрамовича. Представители "Гаража" эту информацию отрицают и вообще предпочитают не говорить о том, кому сейчас принадлежат бесценные картины. Что сделало Ротко одним из самых дорогих художников в мире, рассказывает ведущий специалист по его творчеству, искусствовед, который был лично знаком с художником - Ирвинг Сандлер.

Сандлер: Ротко один из 4-5 лидеров так называемого абстрактного экспрессионизма - они сформировали видение современного искусства во всем мире и получили международное признание. Но надо понимать, что цены на рынке современного искусства вообще очень относительны - и стоимость работ Ротко было бы неправильно соотносить со стоимостью других современных художников, скажем Энди Уорхолла или Джеффа Кунса. На ценность Ротко влияет колоссальное количество факторов и вне рыночного поля - это мнения критиков и историков, выставочная активность.

Гайков: В "Гараж" привезли работы так называемого "классического" Ротко. Созданные за последние двадцать лет его жизни полотна - на первый взгляд, простые полосы цвета. На самом деле - классика абстрактного экспрессионизма, одного из самых влиятельных художественных направлений прошлого века. Главные шедевры на стенах "Гаража" - номер 12, полоса желтого, полоса красного в обрамлении оранжевого, и номер 16 - оттенки красного. Несмотря на яркость красок, Ирвинг Сандлер утверждает, что Ротко был очень мрачным и пессимистичным художником - и трагический финал его жизни можно было предугадать, скажем, по поздним картинам в черных, коричневы и серых тонах.

Сандлер: Ротко едва ли назовешь счастливым человеком. Отчасти это можно объяснить трагическими событиями его детства, которое прошло в Двинске, сегодня латвийский Даугавпилс. Затем была вторая мировая, потом холодная война - все это наложило на Ротко отпечаток депрессии, и свое искусство он сам считал трагическим искусством. К тому же, ближе к концу жизни у него появились большие проблемы со здоровьем. Я думаю, что он был большим пессимистом - и главным образом, в этом повинно время, в которое он жил.

Гайков: До этого персональная выставка Ротко проходила в России лишь однажды - 6 лет назад в Эрмитаж привозили картины из собрания вашингтонской Национальной галереи. Теперь и у москвичей есть возможность присоединиться к тому, что авторы выставки в Гараже назвали "неведомым миром" Марка Ротко, - к миру трагического и вечного.