Современные художники помирились с РПЦ на выставке в храме

Музейные работники проверяют состояние каждого памятника
Современные художники и представители Русской православной церкви сделали попытку лучше понять друг друга. В храме имени святой Татьяны при Московском университете открылась выставка "Двоесловие–Диалог" - первая в России выставка современного искусства, разместившаяся в церковных стенах.

Современные художники и представители Русской православной церкви сделали попытку лучше понять друг друга. В храме имени святой Татьяны при Московском университете открылась выставка "Двоесловие–Диалог" - первая в России выставка современного искусства, разместившаяся в церковных стенах. Патриарх московский и всея Руси Кирилл, просмотрев все материалы выставки, благословлять её не стал, но и против проведения не возражал. За диалогом художника и священника наблюдал корреспондент "Вести ФМ" Павел Гайков.

Строго говоря, современное искусство в церковь всё еще не ступило. Выставка "Двоесловие-Диалог" расположилась в притворе храма святой Татьяны. Но шаг все равно очень смелый как для священнослужителей, так и для художников. Так уж сложилось, что обычно они находятся по разные стороны баррикад и испытывают проблемы с взаимопониманием. Самый показательный случай произошел в январе 2003, когда в общественном центре имени Сахарова неизвестные хулиганы разгромили выставку "Осторожно, религия'', якобы оскорблявшую чувства верующих. Интересно, что один из её тогдашних участников, группа "Синий суп", теперь выставляется на пороге храма Святой Татьяны. Что, как отметил его настоятель, протоиерей Максим Козлов, символизирует христианское всепрощения.

"Вообще христианство на том стоит, что люди меняются. И я исхожу из того благого помысла, что меняются все", - сказал Козлов.

Все работы на выставке обращаются к теме христианства, но, как подчеркивают организаторы, без эпатажа и с позитивом. О критериях отбора отец Максим сказал следующее: "Конечно, не могло быть моментов, эпатирующих по отношению к высоким религиозным смыслам. И второе, мы, конечно, не могли допустить, чтобы здесь были выставлены работ художников, слишком отягощенных бэкграундом, если основной объем их работ очевидно диссонирует с традиционными ценностями".

Современно искусство не признает ни границ, ни критериев - сокуратор выставки Андрей Филиппов чувствует это так же остро, как и другие художники. И все-таки решил участвовать в "Диалоге".

"Если церкви важно то, что я делаю, значит, я делаю что-то нужное. И для кого-то из участников это тоже важно, а для кого-то была интересна парадоксальность ситуации. Но на самом деле очень важно, что была снята агрессия и со стороны церкви, и со стороны общества", - считает Филиппов.

Второй сокуратор выставки Гор Чахал и остальные ее участники - Кирилл Асс, Герман Виноградов, фотограф Владимир Куприянов - регулярно выставляются в московских галереях. И такие работы, как, например, "Яблочный спас" Константина Звездочетова или "Евангельский проект" Дмитрия Врубеля в Москве уже много раз показывали. Но в выставке "Двусловие-Диалог" главное - примирительный контекст. А контекст, как напоминает комиссар московских биеннале Иосиф Бакштейн, в современном искусстве не менее важен, чем содержание

"Художники моего поколения обычно эту темы избегали, особенно художники московского концептуализма. Тогда церковь была в другом положении и художники считали, что это не их дело, обсуждать эту проблематику. Сейчас другая история, и вот эта попытка найти общий язык и общий предмет для разговора - это важно, поэтому эта выставка станет событием", - говорит Бакштейн.

"Диалог" как выставка продлится до 14 июня, диалог священнослужителей и художников, как надеются организаторы, намного дольше. Через несколько дней те и другие планируют встретиться еще раз и обсудить проблемы взаимопонимания за круглым столом.