Госдума предлагает откупаться от армии. Теперь - официально. Чтобы не надевать гимнастерку, нужно будет заплатить в казну миллион рублей. Эту инициативу Руслан Быстров обсудил с экспертами и слушателями "Вести ФМ".
Инициатива, сравнимая с проституцией
Быстров: Сейчас давайте эксперта послушаем. У нас на прямой связи главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. Игорь Юрьевич, приветствуем вас!
Коротченко: Здравствуйте!
Быстров: Ну, скажите пару слов об этой инициативе.
Коротченко: Конечно, удивительная инициатива. Видимо, она может стоять в одном ряду с инициативой легализации проституции. Я думаю, что это инициатива одного и того же порядка. В практическом плане, мне кажется, Государственная дума не будет поддерживать эту инициативу, потому что она нанесет сильнейший удар по престижу армии, которая окончательно будет у нас все-таки рабоче-крестьянской, и богатые люди просто будут игнорировать службу по определению, внося такую значительную сумму.
Что же касается разговоров о том, что якобы мы избежим взяток в военкоматах, коррупции, ну, на самом деле ничего мы не избежим, потому что за такую сумму будут откупаться люди только весьма обеспеченные, а всем остальным предстоит либо идти служить, либо прятаться от армии, либо опять же пытаться коррумпировать военкоматы.
Быстров: Вы упомянули про проституцию. В некоторых европейских странах это тоже легализовано - и это приносит свой доход, вносит свой порядок. Почему нельзя сделать то же самое с армией? Если все равно это происходит.
Коротченко: Вы знаете, это происходит, но не в таких масштабах.
Быстров: Я боюсь, что это еще в больших масштабах происходит. Вам так не кажется сейчас?
Коротченко: Нет, вы знаете, это не так, потому что сегодня мы видим, что образ армии меняется. Последние инициативы министра Сердюкова направлены на то, чтобы, во-первых, решительно бороться с казарменной дедовщиной, а во-вторых, сделать армию более привлекательной, где за год службы молодой человек действительно учится тому, что необходимо на войне или в реальной военной службе. А мести плац, убирать казармы, территорию, ходить в наряды на кухню - все это будет выполнять гражданские структуры по контракту с Минобороны. Мы видим, что уменьшен срок службы в армии до одного года. В принципе это очень немного. И вдруг появляются такие инициативы, которые явно неуместны. Они, мне кажется, носят характер какого-то личного пиара того депутата либо группы депутатов, которые внесли данный законопроект.
Сохранение призывной армии вошло в противоречие с реальностью
Быстров: Поговорим с экспертом. У нас на прямой связи координатор общественной инициативы "Гражданин и армия" Сергей Кривенко. Сергей Владимирович, здравствуйте!
Кривенко: Добрый день!
Быстров: Ждем от вас профессионального комментария. Как вы относитесь к этой инициативе Госдумы?
Кривенко: Вы знаете, это предложение – это узаконивание того порочного порядка, который сейчас существует. Мы, сообщество правозащитных организаций, профессионально следим за проведением призыва уже не один год, готовим доклады и видим бесконечные нарушения процедуры призыва, закона и многочисленные взятки. По нашему мнению, даже вот такое нагнетание атмосферы, что призыв – это трудно, выгодно в основном сотрудникам военкомата (слава богу, не всем) в целях коррупционных дел. И вот это предложение – это просто узаконивание такого порядка. Давайте подумаем, для чего призыв существует? Это форма исполнения воинской обязанности граждан Российской Федерации. Для чего? Для защиты Отечества. Недавно, в феврале, была принята военная доктрина Российской Федерации. И к этому документу было очень много замечаний, но, тем не менее, по-моему, основная мысль там сформулирована четко. Для защиты от масштабных и глобальных войн у нас существует ядерное оружие, которое надо поддерживать, сохранять на нормальном уровне, а для решения локальных, небольших конфликтов, которые могут быть, нужна компактная, профессиональная армия. Это записано в документе. Теперь вопрос просто, как к этому перейти.
Сохранение призывной армии сейчас уже вошло в противоречие со всей реальностью. Потому что призыв уже довольно трудно сделать по закону: многочисленные нарушения, которые сейчас происходят при призыве, тому пример. И такого количества молодых ребят нет. Страна уже находится в демографической яме, и в ближайшие годы их и не будет. Так что переход на профессиональную армию – единственная дорога для нормального решения всех проблем.
Быстров: Но уже сто раз было заявлено и в Генштабе, и в Кремле, что не планируется у нас переход полностью на контрактную армию.
Кривенко: Нет, немножко не так. Это сейчас было заявлено о том, что федеральная целевая программа, на которую были выделены деньги в 2003 и которая выполнялась четыре года спустя, она провалилась. Даже не провалилась, а была провалена. По-нашему мнению, это иначе, как саботажем, сознательным или бессознательным, не назвать, потому что генералы, которые отвечали за выполнение этой программы, предыдущее руководство Министерства обороны и Генштаба - Сергей Борисович Иванов и начальник Генштаба, который был в то время, - они ее просто провалили. Хотели ли они этого или плохо делали - это уже другой вопрос, это даже неинтересно. Но все возможности и деньги есть на это. По расчетам экспертов, для содержания 300-тысячной профессиональной контрактной армии необходимо всего 10% от имеющегося военного бюджета. Это нормальные, реальные деньги. И возможности есть.
Быстров: А в чем проблема тогда?
Кривенко: Не хотят.
Быстров: Почему?
Кривенко: Потому что выполнение этой программы было поручено самому Министерству обороны. Мы сейчас видим, то же самое происходит с реформой МВД. Само ведомство себя реформировать жестко не может. Нужно создавать внешнее управление. Им поручили выполнять, они отрапортовали, там что-то открасили, закрасили, подбили - и все. Это не реформа.
Быстров: Но так ли профессиональна контрактная армия? Когда люди идут работать, служить не за идею, не за свою страну, а за деньги.
Кривенко: Нет. Я с вами не соглашусь. У нас существует профессиональное ядро – это офицеры, которые получают за свою работу деньги. И кто скажет, что наши офицеры – это не патриоты?
Быстров: Но они также начинали со срочной службы.
Кривенко: Нет. Они проходят службу. Нет, многие офицеры просто поступали в военные училища, они не проходили срочную службу по призыву. Они целенаправленно шли. Почему считается, что если солдату обеспечить социальный пакет, он станет вдруг наемником? Он не наемник.
Быстров: Потому что другая сторона заплатит ему больше, и он просто перейдет. Нет?
Кривенко: Нет. Почему мы так думаем о наших людях? Наши люди готовы защищать свое Отечество. Просто сейчас такое время, что техника сложная, обучение сложное и так далее. Нужно время на все это. А время – это, соответственно, деньги. Я согласен, и достойное денежное содержание, и социальный пакет, и, самое главное, все эти решения уже приняты. Они просто отнесены немножко в 2016-2020 год. Социальная доктрина и денежное довольствие с 2012 года будет поднято на приличную высоту. Но делать это надо сейчас. Просто надо посмотреть на реальность. Мы не можем осуществлять дальше призыв без нарушения закона. И не нужно этого делать. А вот этот налог, ну, уж если не хватает денег, давайте поднимем там на 1% подоходный налог со всех граждан.
Быстров: Я не думаю, что граждане сейчас обрадовались.
Кривенко: Зачем разделение на бедных и богатых?
Мнения слушателей:
Александр: Это приведет к тому, что будут служить достойные люди и получать достойные деньги.
Борис: Я поддерживаю эту инициативу. А часть этих денег надо направить тем, кто все-таки пошел служить.
Александр: Нельзя решать этот вопрос подобным образом. Те, кто придумывают этот закон, делают его "под себя".
Александр: Если человек не отдал свой долг государству, он не должен управлять от лица государства.
Денис: Непонятна сама цель: заткнуть дыры в бюджете или защитить страну? Если второе – надо брать на службу профессионалов.
Николай: Кто-то может откупиться, кто-то - нет. Ребятам будет обидно.
Вячеслав: Я против. Зачем легализовать коррупцию?
Сергей (отзыв на сайте радио "Вести ФМ"): Отличная идея в качестве мины замедленного действия. Очевидно, для последующего усиления процесса расслоения мужского населения на классы: неимущие, но имеющие армейскую закалку, и имущие, но неспособные к армейской организации. Можно догадаться, чем это чревато.
Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме: