В прошедшую пятницу, которая оказалась самым задымленным за последние две недели днем, москвичи раскупили с прилавков столичных аптек практически все маски. По данным руководителя столичного департамента здравоохранения Андрея Сельцовского, в понедельник запас марлевых масок в Москве составлял всего 3,2 млн штук. Кроме того, в аптеках в продаже "имеется порядка 600 тыс. респираторных масок".
"Мы прекратили продажу большого количества масок в одни руки и сократили отпуск до десяти штук", - заявил Сельцовский. По его словам, подобную меру приняли после того, как некоторые люди стали скупать по 1-1,5 тыс. масок и продавать их в общественных местах по 50 рублей за 1 штуку. При этом "стоимость маски в Москве составляет около 7 рублей", - подчеркнул глава департамента здравоохранения.
Ожидает Москву дефицит масок и респираторов, и помогают ли они защитить здоровье людей в достаточной степени?
"Во всех аптеках сети "Доктор Столетов" маски есть в наличии, перебоев с поставщиками не было. Цены в связи с возросшим спросом мы также не повышали, маска в аптеках сети сейчас стоит от 4 рублей в зависимости от производителя", - заявила Вестям.Ru PR-менеджер компании "Эркафарм" Пятырова Анна. Источник в сети аптек "Ригла" также отметил, что дефицита марлевых повязок в аптеках сети нет. "В пятницу все раскупили. Но мы заказали новую партию масок, в ближайшее время получим", - подтвердили в компании "Неофарм".
Таким образом, столичные сети аптек усвоили недавний урок с заболеванием "свиным гриппом" и оказались хорошо подготовленными к новому всплеску спроса на марлевые повязки. Другое дело, так ли хороша маска для защиты здоровья.
"На самом деле, маски не очень помогают, поскольку их надо постоянно смачивать водой, а в городе это не очень удобно, через два-три смачивания маска превратится в тряпку", - считает врач Института скорой медицинской помощи имени Склифосовского Михаил Коневский. В свою очередь, ученый секретарь Института Галина Булава пояснила Вестям.Ru, что марлевая повязка не задерживает угарный газ, а защищает только от твердых частиц, которые содержаться в воздухе.
Нормальное содержание угарного газа в воздухе, не наносящее вред здоровью, составляет 5 мг на 1 куб. м. Это максимальная допустимая норма. "В настоящий момент максимальные концентрации загрязняющих веществ - "индикаторов горения" - достигают: угарный газ - 2,2 предельно допустимой концентрации (ПДК), взвешенные вещества - 2,2 ПДК, специфические углеводороды - в 3,5 раза выше обычного уровня", - отметили Вестям.Ru в "Мосэкомониторинге".
Среднесуточные концентрации за период с 07:40 8 августа по 07:40 9 августа превышали установленный норматив по взвешенным частицам в девять раз, по угарному газу - в 3,3 раза, по диоксиду азота - от 0,7 до 4,5 раз, по оксиду азота - в 1,4 раза. "В период с 03:00 до 05:00 9 августа наблюдалось относительное снижение уровня загрязнения воздуха. С 06:00 вновь фиксируется рост уровня загрязнения воздуха на всей территории города", - пояснили в ведомстве.
Так что свою долю угарного газа каждый москвич получит вне зависимости от того, носит он марлевую повязку или нет. Угарный газ (СО) мешает гемоглобину захватывать кислород, из-за чего образуется метгемоглобин, организм человека испытывает нехватку кислорода в тканях мышц, в крови повышается уровень сахара.
Однако самое главное, от чего должна защищать маска - это мелкодисперсная канцерогенная сажа. От угарного газа человек испытывает недомогание, головную боль, слабость, рвоту, но это пройдет. А вот сажа осядет в легких навсегда. Марлевая повязка задерживает частицы сажи при условии плотного прилегания к лицу. И в этом несомненная польза от маски. Однако есть еще оксиды азота, от которых спасения нет.
Споры о пользе или вреде ношения маски продолжаются даже в медицинском сообществе. Но вывод напрашивается сам собой: если марлевая повязка защищает хотя бы от одного компонента дыма, ее стоит носить. В остальном, приходится полагаться на природу и ждать, пока северные или южные ветры не отнесут дымовую завесу в сторону от Москвы. Синоптики обещают подобное развитие событий уже во второй половине недели.