Назвать идущие в американской экономике процессы восстановлением никак нельзя. Видный экономист Пол Кругман утверждает это в своей колонке в The New York Times как раз накануне запланированного на пятницу выступления в штате Вайоминг главы ФРС Бена Бернанке.
Мы можем смело предполагать, что Бернанке, равно, как и другие чиновники, будет говорить о промежуточных успехах борьбы с кризисом, о том, где мы сейчас, пишет Кругман. Они скажут, что экономика продолжает восстанавливаться, хотя и медленнее, чем им бы хотелось.
"К сожалению, все это неправда, заявляет экономист. – Говорить о восстановлении по сколько-нибудь значимым параметрам не приходится. Крупица правды в возгласах о восстановлении экономики заключается только в том, что продолжает расти ВВП. Да, мы не в классической рецессии, когда вниз идет все – но что из этого?".
Главный вопрос в том, подчеркивает Кругман, достаточно ли интенсивен рост, чтобы обуздать взлетевшую до небес безработицу. Только чтобы она оставалась на нынешнем уровне, Штатам нужен рост в 2,5%, и гораздо более значительный рост, чтобы показатели по безработице пошли вниз.
"В настоящее время рост ВВП в США – где-то между 1% и 2%, и в ближайшие месяцы существует реальная перспектива его замедления, продолжает экономист. - Растет или падает ВВП, входим ли мы во вторую волну кризиса – кого это волнует? Если до конца года продолжит расти безработица – а это весьма вероятно – незначительное увеличение или уменьшение цифр по ВВП большого значения не имеет".
Все это – очевидные вещи, которые вершители экономической политики в упор не хотят замечать. Почему люди, которые прекрасно отдают себе отчет в том, что происходит, приукрашивают реальность? – задается вопросом Кругман и тут же отвечает: они надеются избежать ответственности.
В случае, если ФРС признает, что никакого реального восстановления нет, ведомству придется активно шевелиться, предпринимать реальные меры, чтобы это самое восстановление началось. Однако ФРС очень боится потерять лицо: а что, если, помогая экономике, ведомство потерпит неудачу? Гораздо спокойнее ничего не делать и говорить о восстановлении – издержки рядовых американцев при проведении подобной "страусиной политики" не в счет.
Сегодня ясно, что даже в начале 2009 года, на пике своей популярности Обама бы не смог протащить через Сенат более объемный стимулирующий пакет, отмечает эксперт. И уж, тем более, ни о каком дополнительном стимулировании не может идти речи сейчас. Значит, нынешняя администрация может с полным сознанием своей правоты возложить ответственность за отсутствие реального восстановления на обструкционизм республиканцев. Но вместо этого, глядя на суровую реальность, они предпочитают вымучено улыбаться, никого не обвиняя.
"Если вернуться к Федрезерву, он может многое сделать, - заключает Кргуман. - Можно покупать больше долгосрочных долговых обязательств, можно понизить долгосрочные процентные ставки и повысить среднесрочную планку по инфляционному таргетированию. Таким образом, можно заставить бизнес, наконец, слезть с мешка с наличностью и начать ее куда-нибудь вкладывать. Никто не может сказать наверняка, насколько эффективными окажутся эти меры, но лучше попытаться что-то сделать, чем сидеть и искать оправдания, когда люди лишаются работы".