Рост цен на продовольственные товары разгоняет темпы инфляции в России. Минэкономразвития повышает прогноз по значению показателя на этот год с 7% до 8%, эксперты называют более высокие уровни. О причинах и возможных последствиях – обозреватель "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.
Потребительские цены прибавляли в августе по 0,2% в неделю, с начала года инфляция превысила 6%. А стоимость минимального продуктового набора поднялась почти на 11%. Среди экспертов и политиков кто-то говорит о разгуле спекулянтов и росте инфляционных ожиданий населения, провоцирующих ажиотажный спрос на некоторые товары, а кто-то оперирует объективными цифрами, которые показывают сокращение урожая целого ряда сельскохозяйственных культур. К сторонникам последней точки зрения принадлежат, например, сотрудники Минэкономразвития. Пока среди факторов, разгоняющих инфляцию, действительно преобладают объективные причины, соглашается главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова.
На данный момент, я считаю, что всё, что происходит с ценами – это, безусловно, инфляция издержек. Не считаю, что роль ажиотажного спрос очень-то значима. Скорее всего, компании просто вынуждены следовать за повышением цен, которые ставят производители, а производители, в свою очередь, должны ориентироваться на те проблемы, которые у нас возникли в сельском хозяйстве, в общем-то, в достаточно большом количестве регионов", - пояснила Орлова.
Прогнозы по инфляции от Минэкономразвития, Минфина и Центробанка пока не более 8%. В "Альфа-банке" считают, что реальная цифра окажется выше 8,5%. Чтобы не превысить этот уровень, ещё придётся постараться. Так или иначе разгон цен повлияет не только на кошелёк потребителей, но и на государственную казну, считает Наталия Орлова.
"Сложно сейчас рассчитывать, что правительство будет пересматривать на этот и на следующий год, потому что мы уже вошли в полосу бюджетных обсуждений на 2011 год. В принципе, конечно, сейчас пересматривать все бюджетные параметры - это крайне трудоёмкий процесс. Скорее всего, в 2011 году придётся пересмотреть часть обязательств правительства, пересчитать расходы, исходя из того уровня инфляции, который мы к тому времени будем наблюдать", - говорит Орлова.
А прогноз по инфляции пересмотрен Минэкономразвития и на будущий год - с 6 до 7%. В арсенале правительства есть меры по ограничению цен. Но это - крайний вариант, к которому нужно прибегать лишь если есть угроза жизнеобеспечению населения, считает директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук Виктор Ивантер. Он, кстати, принадлежит к стану экспертов, которые не видят объективных причин для нынешнего роста цен.
"Никакой опасности сегодня нет. Поэтому прибегать к экстраординарным мерам, к назначению цен - нет никаких оснований. Я надеюсь, что этого и не будет, потому что последствия известны. Заморозить цены легко. Как их разморозить, чтоб они потом не прыгнули?", - задаётся вопросом Ивантер.
Лучшего лекарства от последствий роста цен, чем повышение доходов населения, не существует, добавляет Виктор Ивантер. Среди других методов эксперты называют стимулирование конкуренции и сдерживание роста оптового звена в торговле. А в краткосрочной перспективе стоило бы задуматься и о такой политически сложной мере, как стимулирование импорта.