По какому пути отправилась мировая экономика, аналитики все еще спорят. Ясно одно: изменить кризисную траекторию может лишь серьезная "движущая сила" – локомотив роста.
Образ паровоза на полном ходу уже примерили на себя Китай, Германия, которая тянет зону евро, и США. В Поднебесной дымят фабричные трубы. Главная экономика Европы усиленно штампует оборудование и машины. Американский печатный станок работает "на износ".
Результат – рекордные для кризиса цифры под аббревиатурой ВВП. Китай "заработал" за второй квартал 10,3 процента роста. Германия и Америка – почти 2,5 процента. В сравнении с минусом 2009-го – во всех странах мощный подъем. Но вот к первому кварталу года – тревожное снижение.
"Пока не наблюдается никого, ничего и никакой конкретной страны которая могла бы явно стать проводником дополнительного нового рывка экономического развития", – утверждает кредитный аналитик S&P Екатерина Трофимова.
"Этот локомотив, если он есть, должен обладать диверсифицированной экономикой. Это не должна быть однобокая экономика с очень развитым финансовым сектором, скажем, и с очень маленькой промышленностью", – считает председатель совета директоров "МДМ-Банка" Олег Вьюгин.
"Однобокая экономика" – оказалось, это про Америку. При всей мощи – четверть мирового ВВП и треть глобального рынка капитала – США уже давно не страна-производитель. "Если мы посмотрим структуру производства, валового внутреннего продукта, мы увидим что там огромная доля сервиса, промышленность уже не такая развитая", – замечает Вьюгин.
Плюс национальный долг. Сумма растет на десятки тысяч долларов каждую секунду. 13,5 триллионов, 93 процента внутреннего валового продукта – не предел, говорят аналитики. Это длинные деньги. А возможность перекредитоваться – не ограничена. "Действительно, в абсолютных размерах долг очень большой, но если вы сравните его по отношению к ВВП с другими странами то выяснится что он один из самых низких если брать чистый долг по нагрузке на ВВП", – говорит управляющий директор S&P Россия/СНГ Алексей Новиков.
Америка в долгу у Китая – главного покупателя казначейских облигаций, спонсора американского "печатного станка". Но при этом – зависимого партнера: США, фактически, главный потребитель китайских товаров.
Экономика Поднебесной не сбавляла хода даже в 2009-м – почти плюс 9 процентов. В 2010-м заговорили о перегреве. Что ни день – то рекорды. Китай впервые за 40 лет обошел Японию по размерам ВВП, и практически уже стал второй после США экономикой мира. Китай занял 5-ю строчку по объему прямых инвестиций, поднявшись сразу на 7 позиций.
"В общемировом росте экономики рост китайской экономики превышает половину. Это означает, что, фактически, именно Китай стал локомотивом, который вытащил за собой из кризисной ямы", – уверен председатель правления Российско-Китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Манакоев.
Но что для мировой экономики стремительный взлет, для китайской – потеря темпа. 2-й квартал обернулся для Китая спадом. "Учитывая расширение денежно-кредитной политики 2009 году, мы можем со временем понять, что Китай наделал очень много плохих инвестиций. Если это произойдёт, мы можем увидеть серьёзную остановку", – считает начальник отдела инвестиционной стратегии "ВТБ Капитал" Иван Иванченко.
"Наделать инвестиций" помогла мягкая денежная политика. Хотя ставка Народного банка Китая – около 5-ти процентов, впятеро выше европейской, американской или японской. При этом вполне удобная для китайских корпораций, накормленных государственными деньгами. На спасение от кризиса бюджет потратил 4 триллиона юаней, или почти 600 миллиардов долларов. Но, раздав денег, дверь в казну притворили. Чтобы охладить инвесторов, готовых тратить и тем самым работать на экономические рекорды, Пекин поставил планку. 8 процентов роста ВВП – максимум, что может позволить себе китайская экономика, чтобы не "перегреться".
"У Китая очень большая проблема с качеством кредитов банков всяким строительным и девелоперским организациям. И замедление экономики как раз происходит за счет того, что они прямо запрещают банкам давать кредиты на новое строительство", – говорит начальник управления макроэкономического анализа ВТБ Капитал Алексей Моисеев.
Да еще под угрозой низкий, фиксированный курс местной валюты – почти 7 юаней за доллар. Американские партнеры недовольны слишком дешевым китайским импортом. Вашингтон надавил, Пекин ответил по-азиатски уклончиво: отменил в конце июня привязку к доллару, пообещал повысить "гибкость" курса, собрал мультивалютную корзину, по которой теперь определяет "вес" юаня, но при этом не раскрыл ее содержимое. Белому дому остается только гадать, по какой траектории отправятся номинально рыночные китайские деньги.
"Где-то в сочетании уступок может произойти некое снижение темпов роста то есть фактически это произойдет именно в целях большего регулирования экономики, а с другой стороны – нахождения неких компромиссов с мировым рынком", – говорит Сергей Санакоев.
Компромисс с мировым рынком уже давно нашла Германия. Фактически, единственная страна в Европе, где экономику двигает в первую очередь обрабатывающая промышленность.
"Если мы посмотрим, например, на Германию то в первом квартале этого года это 2,5 процента ВВП. Когда начали анализировать, в чем собственно дело, поняли, что значительная часть этого роста – это экспорт машиностроения в Китай и в Индию", – объясняет Алексей Новиков.
Мы переживаем "подъем размера XL", признался министр германской экономики, ознакомившись с данными по ВВП. Правда, о том, что заслуги немецких потребителей в этом нет, господин Брюдерле упоминать не стал. "Вот люди заходят там выпивают пиво, сыр берут какой-нибудь – и все. Это же безобразие, это вред народному хозяйству, как раньше Райкин бы сказал. То есть у них был такой вялый внутренний спрос, а сегодня его – вообще нету", – комментирует директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
"Пока расходы населения в розничной продаже являются одним из немногих факторов роста для российской экономики", – говорит директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ Ксения Юдаева. Полтора года назад – в разгар кризиса – в аналитическом отделе Сбербанка вывели индекс финансовых настроений российских граждан. На вопрос о спросе на кредиты, например, отвечают: рос до августа. Пока на западе экономили, в России хоть и меньше, чем два года назад, но занимали и тратили. Результат – подъем экономики плюс 4 процента за первое полугодие. Вопрос: насколько он устойчив? Во всяком случае, индекс финансовых настроений россиян – показатель внутреннего спроса – в августе упал.
А вот индекс Карго – построенный на данных об объемах грузов на железных дорогах – отправился по восходящей. За первое полугодие – плюс 12 процентов. Это означает восстановление после кризиса, говорят создатели индикатора. Логика проста: если перевозки растут – в основном, правда, нефтяные и строительные – значит, экономика поднимается. Но если инвестиции в железные дороги сократятся, и развитие остановится – при том, что потребности в перевозках вырастут – экономика затормозит.
"Если сегодня убрать инвестиционную программу или сократить программу РЖД на этот год, то к 2015 году дефицит пропускных мощностей в отношении портов будет равен росту грузовой базы на этом направлении", – предупреждает заместитель главного редактора газеты "Гудок" Анатолий Ходоровский.
"Активный рост инвестиций у нас в ближайшее время вряд ли произойдет. Для того, чтобы сегодня сбалансировать все наши показатели, компании РЖД пришлось существенно сократить издержки на производстве", – говорит вице-президент ОАО "РЖД" Сергей Епифанцев.
Хотели инвестировать почти 2 триллиона рублей за 2009-й-2011-й, получилось в 2 с половиной раза меньше. "Сбалансировать" и "сократить издержки" – задача, о которой так сухо рассказал российский чиновник – теперь мирового масштаба. Сырьевая Россия, перегревшийся Китай, "однобокая" Америка и экономная Германия докризисных темпов роста удержать пока не могут.
Локомотив мировой экономики – на запасном пути. Похоже, нет такой силы, которая сдвинула бы с места заржавевший состав финансовой системы. Стремительного ускорения экономические рулевые точно не обещают: в лучшем случае – плавный ход со всеми остановками.