Борьба за юань: китайская тактика

Курс юаня к доллару достиг рекордно высокой отметки. Однако США и ЕС недовольны, и требуют радикального укрепления китайской валюты. Эти претензии выглядят обоснованными, сказал Вестям.Ru научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Как будут развиваться события дальше, Вести.Ru спросили у аналитиков.

В пятницу справочный курс китайского юаня по отношению к доллару США достиг рекордно высокой отметки в 6,683 юаня за один доллар. Предыдущий рекорд был зафиксирован 21 сентября 2010 года на уровне в 6,6936 юаня за доллар.

Напомним, жесткую привязку национальной валюты к доллару Пекин отменил 19 июня текущего года. После чего юань подорожал на 2%. Тогда как США и Евросоюз настаивают на более значительном укреплении китайской валюты (на 20-40%). Ее заниженный курс, как утверждают в Вашингтоне и Брюсселе, служит причиной снижения конкурентоспособности американских и европейских товаров и роста дефицита в соответствующем внешнеторговом обмене. С призывом к повышению курса юаня Евросоюз обратился к Пекину 5 октября. Президент США Барак Обама ранее также неоднократно требовал от китайских властей укрепить юань. В конце сентября палата представителей конгресса США одобрила законопроект о введении компенсационных пошлин в отношении импорта из стран, искусственно занижающих свои валюты.

На текущей неделе премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао пообещал постепенно повышать гибкость юаня. Однако, радикальное 20-процентное повышение его курса в Пекине объявили невозможным, поясняя, что это вызовет шок в китайской экономике.

Накануне сложившуюся ситуацию на международном валютном рынке обсудили замминистры финансов стран G20. Комментируя итоги этой встречи, замглавы российского Минфина Дмитрий Панкин, сообщил, что США настаивают на полном переходе к плавающему валютному курсу без каких-либо ограничений, а в странах БРИК полагают, что ключевые сегодняшние проблемы заключаются "не только и не столько в валютных курсах". "Просто свободный валютный курс не является рецептом выхода (из кризиса)… нужны структурные реформы", - уточнил Панкин.

В этих условиях некоторые аналитики уже объявили о начале валютных войн. О том, как далее будут развиваться события на валютном "фронте" и какую позицию в сложившихся обстоятельствах следует занять России (и не использовать ли ей опыт китайских товарищей для укрепления собственного экспорта), Вести.Ru спросили у экспертов.

По мнению научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, в данном случае претензии Вашингтона и Брюсселя выглядят обоснованными. За счет сохраняющейся дешевой оплаты рабочей силы и сдерживаемого курса юаня, в Китае облегчили жизнь своим экспортерам, заполонившим мир дешевыми товарами. От этого страдают и российские производители. Однако, в Москве при возникновении каких-либо споров между американцами и китайцами привычно поддерживают последних, хотя в этот раз разумнее было бы поступить наоборот, констатировал Ясин.

По его словам, использовать китайский опыт в российской экономике не получится. "Рубль не трусы. И нельзя думать, что, если опустишь рубль, то автоматически решишь свои проблемы. Ослабление национальной валюты подорвет стабильность российской финансовой системы и доверие к рублю, а также обесценит вклады населения", - пояснил научный руководитель ВШЭ. И выразил надежду на то, что в Пекине все же прислушаются к призывам влиятельных государств и заключат соглашение о 20-процентном повышении юаня, скажем, в течение ближайших 4-5 лет. "Я либерал, конечно. Но надо помнить, что деньги это тоже товар, в отношении которого нельзя прибегать к демпингу", - аргументировал свою позицию собеседник Вестей.Ru.

Проблемы американской экономики заключаются не в курсе китайского юаня, а в чрезмерном дефиците платежного баланса и бюджета, и чтобы его преодолеть, необходимо кардинально снизить собственные расходы, заметил Вестям.Ru ведущий эксперт Центра развития Сергей Пухов. И счел бесперспективными расчеты Вашингтона и Брюсселя на то, что им удастся заставить играть по своим правилам одну из самых мощных мировых экономик. Впрочем, и говорить о грядущей войне все же не стоит. Хотя, наверное, ряд стран предпримут определенные меры по защите своих экономик, в том числе от спекулятивных внешних атак, предположил Пухов. При этом, добавил он, Пекин, вероятно, и далее будет воздерживаться от резких движений, продолжив плавное укрепление юаня. Тем более, что требуемое его 20-процентное повышение в течение одного года, к примеру, оказалось бы сопоставимо с кризисом, заключил ведущий эксперт Центра развития.

Более реалистичным назвал вариант постепенного последующего повышения китайской валюты в течение ряда лет и главный экономист международного банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. Как он напомнил Вестям.Ru, от укрепления юаня выиграют и российские производители. Что же касается возможного ослабления рубля, то оно и так может произойти, вследствие прогнозируемого к концу текущего года сжатия внешнеторгового сальдо в условиях активно растущего импорта, подчеркнул Морозов.