Минфин рекомендует правительству Москвы пересмотреть своё участие в некоторых коммерческих предприятиях. Как заявил Алексей Кудрин, необходимо провести ревизию платежей, которые напрямую не относятся к социальным. Тему продолжит обозреватель "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.
Как известно, правительство Москвы - это не только городское хозяйство, но и настоящая бизнес-империя. По мнению Алексея Кудрина, сейчас стоит подумать над тем, какие из коммерческих проектов целесообразно передать в частные руки. С одной стороны, это позволит пополнить бюджет, дефицит которого составляет порядка 100 миллиардов рублей, с другой - приводится пример федеральных властей, которые собираются активно сокращать своё участие в экономике. В том числе для того, чтобы повысить её эффективность. Торопиться Москве не стоит, комментирует заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей Школы Экономики Алексей Скопин.
"Всё-таки московская собственность использовалась достаточно эффективно, хотя можно найти примеры не очень высокой эффективности использования этой собственности. Нужно каждый проект очень хорошо продумывать. Острой необходимости в приватизации московских предприятий нет, потому что на самом деле в бюджете есть, скажем так, скрытые вещи - те доходы, которые, становясь открытыми, вполне могут решить все бюджетные проблемы. То же строительство дорог. Если бы был наведён порядок только в одной этой отрасли, городской бюджет мог бы сэкономить достаточно солидные суммы", - отмечает Скопин.
Эксперт напоминает, что исторически приоритетом в ходе столичной приватизации было решение социальных проблем. Что же касается бюджетных проблем, то они, во-первых, не стоят так остро, а во-вторых, связаны скорее со статусом "региона-донора". Алексей Кудрин прямо упомянул банковский и авиационный бизнесы столичного правительства. Целесообразность последнего, а именно владение компанией "Атлант Союз", действительно вызывает сомнения, отмечает гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
Это совершенно другой бизнес, отличный от городского хозяйства. Компания никогда толком-то и не работала. Надеюсь, что у властей будет менее амбициозный и более прагматичный взгляд на эту проблему. Чем на самом деле следовало заниматься городским властям - так это, конечно, аэропортом Внуково. И уж точно не созданием компании своими почти любительскими силами. Мне кажется, новой компании следует серьёзно посмотреть на перспективы её исчезновения", - говорит Рыбак.
Весной этого года появилась информация, что долговые проблемы перевозчика предполагается решить за счёт городского бюджета, откуда должно было поступить 9 миллиардов рублей. Что же касается банковских активов, то в первую очередь речь идёт о 46- процентной доле в Банке Москвы, капитализация которого составляет порядка 150 миллиардов рублей. Продавать её - всё равно, что резать курицу, несущую золотые яйца, считает аналитик инвестиционной компании "Велес Капитал" Юрий Кравченко.
"В результате длительного сотрудничества с правительством Москвы налажен эффективный банковский механизм - это рассчётно-кассовое обслуживание финансовых потоков различных московских структур, различные зарплатные проекты, кредитование и обслуживание сотрудников. В бизнесе банка велика доля рыночной составляющей, которая обеспечивает достаточно хорошую рентабельность, поэтому продажа такого актива или, скажем, перевод финансовых потоков в другую структуру принесли бы убытки", - утверждает Кравченко.
Примерно то же самое эксперты говорят про скандальный, но, тем не менее, прибыльный бизнес в сфере нефтепереработки. А именно пакет акций компании Sibir Energy, которая владеет половиной московского нефтеперерабатывающего завода. Сейчас у городских властей есть договорённость с "Газпромнефтью" об увеличении доли до блокпакета, сумма сделки оценивается в 100 миллионов долларов. Убытки в прошлом году владельцу принесла, например, Московская объединенная энергетическая компания - более миллиарда рублей. Однако аналитики считают, что в этом году компания может выйти в ноль, к тому же выгода от приватизации доли правительства Москвы для конечных потребителей продукции далеко не очевидна.